ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 11

В.В. Зеньковский подчёркивал, что человек не был сотворён для греха и ошибочно связывать грех с наличием у него тела, тогда как причины греха – в духовной сфере; не утратил человек образа Божия и после грехопадения. Обсуждая тему грехопадения и свободы, использованной человеком во вред себе, он отмечал присущую человеку после грехопадения двойственность: склонность к добру и влечение к греху и злу. Несмотря на грехопадение и повреждённость человеческой природы человек, считал В.В. Зеньковский, связан с Богом посредством св. таинств, молитвенного обращения к Богу, участием Бога в жизни человека. В антропологии он исходил из различения в человеке природы и личности. Подчёркивая иерархический и индивидуальный характер единства в человеке духа, души и тела и отождествляя это единство с личностью, В.В. Зеньковский говорил о наличии в душе сознательных и бессознательных планов и о возможности «сублимации бессознательного». В «Курсе общей психологии» (1924 г.) он выделял свойственные душе «установки»: научную, эстетическую, этическую и связывающую все остальные религиозную, «которая заключала “искание безусловного”», – Бога. В статье «Преодоление платонизма и проблема софийности твари» (1930 г.) писал, что «софийность мира достигает своего внутреннего самосвечения в человеке», что принцип софийности обнаруживает иерархический состав человека, его тварную природу, причастную идеальной первооснове мира. В книге «Проблемы воспитания в христианской антропологии» (1934 г.) утверждал, что учение об образе Божьем в человеке как начале личности составляет основу христианской антропологии, считал, что в «духовной своей основе человек находит глубокое и подлинное единосущие со всей тварной Софией». Подчёркивая, что личность человеку «не только дана, но и задана», В.В. Зеньковский связывал с этим определением, с одной стороны, необходимость возрастания в любви к Богу и жизни в добре, ведущих человека к достижению его идеальной цели – преображению и теозису, с другой – свободу человека в выборе путей жизни. Кроме онтологической опредёленности личности в качестве образа Божия В.В. Зеньковский к особенностям личности человека относил «умалённость божественного начала в человеке как в тварном существе», связь с первородным грехом и социальность человеческого бытия. Погружённость в социальные формы существования и подчинённость им он считал одной из причин обезличивания и затемнения образа Божия в человеке. Полагая, что духовный и жизненный путь человека, его единство и цельность определяются «тайной креста», данного Богом и сокрытого в личности человека, В.В. Зеньковский выявлял присутствие божественного начала в свободе человека. «Мы свободны в том, – писал он, – возьмёмся ли мы за выполнение своей задачи, поймём ли мы её, и как станем её осуществлять, – но неснимаемость «вписанного» в нас креста есть предел нашей свободы, есть свидетель нашей зависимости от Бога, каждому дающего его крест». Особое место в его учении о личности занимает проблема её «жизненной связи» с церковью. В.В. Зеньковский отмечал, что личность человека освящается и созидается благодатными силами церкви, которая, не ограничивает свободы человека, но есть необходимое условие его духовной жизни и нравственного совершенства.

 



 
PR-CY.ru