ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 15

Разъясняя свои методологические принципы анализа эпохи, как опирающиеся на «живое церковное предание», В.В. Зеньковский в 11 главах работы исследовал характерные черты современной эпохи и видел одно из её главных противоречий в несоответствии между чрезвычайно развитой и богатой культурой, раздробленной в соответствии с узкой предметной специализацией и потому утратившей ощущение внутреннего единства, и современным человеком, в массе оторванным как от этой культуры, так и от религии. Он считал, что к существенным чертам современной эпохи относится, с одной стороны, «автономия» современной культуры, её независимость от христианства, и то обстоятельство, что «вера для творчества культуры стала ненужной», с другой – потеря веры в Бога огромным большинством людей, что и объясняет переживаемое современным человеком состояние «растерянности и неустроенности». Это позволяло автору сделать вывод: «Эпоха наша – безрелигиозна и внерелигиозна». Рассматривая более подробно тему «автономии» и «нейтральности» современной культуры и признавая её достижения, В.В. Зеньковский останавливался на проблеме мифологизации современной новоевропейской культуры. Под мифологизацией он подразумевал замену исконной связи культуры с Богом (Абсолютом, Первореальностью) некими производимыми в самой культуре суррогатами. Эта подмена трансцендентного имманентным, считал он, в силу присущего всякой душе стремления к абсолютному превращает относительное и имманентное в абсолютное; тем самым «культурное творчество обволакивается своеобразным мифологическим туманом, и в этих мифологемах... ищет проявить себя именно религиозная сторона души». Современная мифологизация культуры в существенном отлична от античной языческой мифологии, которая при всех её недостатках и ограниченности вела «ввысь», – к Богу, тогда как современная мифология, создавая иллюзию трансцендентного, руководствуется по преимуществу земными потребностями, влекущими удовольствия и наслаждения. Другой важнейшей чертой современной эпохи, по мнению В.В. Зеньковского, является наука – «здесь совершилось основное «падение», основная измена Христу». Именно наукой был взращён современный секулярный мир, она стала причиной веры человека в его безграничное господство над природой, веры в единственность и подлинность видимого и ощущаемого бытия; причиной сциентизма как особого умонастроения, культивирующего преклонение перед наукой. В.В. Зеньковский писал: «Вера в науку, в силы естественного разума, принцип автономии разума и независимости его от веры, от Церкви, – таково первое и основное убеждение, которым живёт наша эпоха». Вместе с тем абсолютизация человеческого разума как средства познания мира обнаруживает ещё одно противоречие современной эпохи – противоречие между разумом, который «прикрепляет» человека к земле, и сердцем, ищущим неба. Христианское понимание разума, считал он, исходит из принадлежности разума к духу, оно открыло путь для «обновления» нашего ума (ср.: Рим. 12:2), оно «определяется общей духовной жизнью», восходящей к Божественному Логосу – Христу; в этом проявляется соборная природа мысли, её связь со Святым Духом.

 



 
PR-CY.ru