ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 12

Рассматривая проблему личности в связи с учением о грехопадении он утверждал, «что христианское учение о первородном грехе покоится на доктрине мистического единосущия личности со всем человечеством». В статье «Единство личности и проблема перевоплощения» (1935 г.), обсуждая положение о единстве и самотождественности личности, В.В. Зеньковский отмечал, что нельзя личность сводить к «явлениям сознания или самосознания», поскольку она не только «охватывает безграничный мир внесознательной жизни, всё подполье души, но включает в себя и жизнь тела». Личность, по его мнению, «живёт в теле, живёт в душе и духе». В книге «На пороге зрелости» он под влиянием Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга развивал близкую к воззрениям Б.П. Вышеславцева концепцию сублимации эроса и пытался соединить основные положения христианской антропологии с учением психоанализа о бессознательных влечениях. В.В. Зеньковский утверждал, что «пол в человеке глубже различия тела и души, он связан с той точкой в человеке, где заложена его целостная основа», считал необходимым разделять, вслед за Карлом Юнгом, «энергию пола» (эрос как источник творчества) и «половую энергию», сексуальность. Рассматривая обсуждаемую проблематику с точки зрения темы любви, В.В. Зеньковский писал: «Последняя сущность пола как раз и состоит в искании любви, что есть центр и основа того огня, который горит в человеке; сексуальность же есть только выражение в сфере телесной этих внутренних движений»; он видел в христианской семье преодоление раздвоения пола и сексуальности, а в монашестве не гнушение полом, но «сознательный уход от жизни пола». Неотъемлемая, а вместе с тем самостоятельная часть его общефилософской концепции (философия культуры и философия истории) не была подробно разработана в каком-либо одном сочинении, но нашла отражение в многочисленных статьях и историко-философских исследованиях. Различая религиозную и светскую культуру, термин «культура» он употреблял то в широком смысле, в значении, близком к понятию «культурная эпоха» или даже «историческая эпоха», то в узком, предполагавшем достижения в различных областях культуры, литературы и искусства. С этим обстоятельством были связаны определённые трудности для исследователей в понимании его текстов; в частности, употребляя выражения «католическая культура» или «культура православия», В.В. Зеньковский имел в виду целостное образование, которому нередко противопоставлял «культуру» в узком смысле. Созданные в разные годы эти работы В.В. Зеньковского дают представление об эволюции его воззрений. В программной антизападнической по своему характеру статье «Россия и Православие», написанной в годы Первой мировой войны (1916 г.), он писал о пленённости русской души Западом и связывал этот плен с проводимой начиная с эпохи Петра I политикой европеизации, с неподготовленностью России для восприятия западной культуры и с зарождением интеллигенции, особого сословия, оторванного от родной почвы и космополитичного по своему характеру. В.В. Зеньковский писал: «Пропасть между Россией и Западом была так велика, очарование Западом было так сильно, что нарождающаяся интеллигенция, чувствовавшая себя беспочвенной и чуждой России, всей душой уходила в интересы западной культуры».

 



 
PR-CY.ru