ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 16

Однако, по мнению В.В. Зеньковского, этот путь на Западе (в первую очередь, в западном богословии) был подменён «разграничением сфер естественного знания и веры», что, в конечном счёте, и привело к представлениям об «автономности» современной культуры. Столь же разрушительные процессы, по мнению В.В. Зеньковского, происходили и в области христианской морали, разложение которой начиналось с дискредитации аскетизма и возвышения «естественного» человека. Это обращение к естественному человеку можно проследить в истории философии (и моральных учений) в Европе, оно стало источником утопизма как веры в возможность создания на земле усилиями людей совершенного общества, некоего аналога Царства Божия, а на самом деле его суррогата. Живущая в душе и обязанная своим происхождением Богу любовь человека к человеку находит своё искажённое выражение в европейском гуманизме, который «был и остаётся цитаделью современного дехристианизированного сознания...» Хотя гуманизм в современном механизированном мире остаётся «отдушиной», он не только не может заменить отсутствие Бога в душе современного человека, но и приобретает порой в осуществлении своих мирских целей черты фанатизма. Выделяя особую форму современного гуманизма – эстетический гуманизм, В.В. Зеньковский связывал его с искусством, истинное предназначение которого видел в переживании красоты, явлении самой божественной первореальности. Однако современное искусство, по его мнению, редко отвечает своему предназначению, его секулярный характер обусловлен утратой веры в Бога, что и определяет содержание эстетического гуманизма как мировосприятия, хотя и томимого жаждой по бесконечному, но оторванного от трансцендентного, – «новой мифологемы, призванной заменить прежнюю религиозную установку духа». Ставя вопрос о нравственности современной эпохи, В.В. Зеньковский отмечал характерный для неё кризис моральных ценностей. Начиная с эпохи Возрождения в европейской культуре получают широкое распространение индивидуализм и индивидуалистическое понимание свободы в качестве мнимых альтернатив «христоцентризму личности» и пониманию свободы как свободы во Христе. В.В. Зеньковский считал, что преодоление разрушительных тенденций современной эпохи требует радикального разрыва «с основной неправдой современности – с её упорной дехристианизацией». Проблемы философии истории он кратко рассматривал в «Апологетике» (1957 г.) и во втором томе сочинения «Основы христианской философии» (автор отмечал, что подробно они будут исследованы в третьем томе). Полемизируя с Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, который видел в истории диалектический процесс развития познающей себя абсолютной идеи, В.В. Зеньковский считал, что эта рационалистическая концепция исходит из чисто логического понимания истории, тогда как история логична и алогична и остаётся до конца непостижимой, поскольку непостижимы «пути Божии в истории». Полагая, что историческое бытие отличается от других форм бытия и возвышается над ними своими смысловыми и ценностными характеристиками, он видел в историческом бытии проявление Божественного Промысла, целью которого является «спасение».

 



 
PR-CY.ru