ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 14

Опыт отношений России и Европы, считал он, показывает, что «радикальное антизападничество... неверно и неосуществимо, как невозможно и исторически бесплодно и элементаризующее западничество». Он был согласен с теми русскими мыслителями, которые писали о внутренней трагедии Запада, выразившейся «в ослаблении духовной жизни», «секуляризации культуры», в индивидуализме и релятивизме, свойственных даже верующим людям. Вместе с тем отмечал, что, несмотря на полноту истины в православии, которое было вверено России, великое историческое прошлое и поразительные достижения в самых различных областях жизни, Россия в XX в. переживала историческую трагедию: «Если нам вверено православие, то ещё надо быть достойным того, чтобы стать светильником его; если изумительны дарования русского духа, то страшны его провалы, кошмарно его буйство; если велика была мощь русской державы и чудесна была русская культура, то страшная катастрофа 1917 года так ослабила нашу силу, что прошлое наше служит только залогом возможного расцвета в будущем, но не больше». Рассматривая отношения Запада (Европы) и России с точки зрения разности культурных типов, В.В. Зеньковский в категориях культуры определял задачу, стоящую перед Россией, считал, что перед Россией «стоит задача построения культуры на началах Православия и в духе его». По его мысли, решение этой задачи не может быть поставлено в связь с вопросом о церковном единстве с Западом (как считал Владимир Соловьёв); опыт Запада, бесспорно, должен быть учтён, но лишь для того, чтобы не повторять его ошибок; православие должно пониматься вне «опасного мессианизма», «самопревознесения», идиллических представлений о русском народе, свойственных русской мысли XIX в. «Наш путь, наше призвание – послужить Православию перенесением его начал, его духа в нашу жизнь; это и есть построение православной культуры, раскрытие в частной и исторической жизни заветов христианства». В.В. Зеньковский отмечал, что Россия уже давно восприняла начала западной жизни: «Европа уже не вне нас, а внутри нас»; «и светская культура Запада во всей полноте её движений, её благих и ядовитых сил, и религиозные стихии Запада стали или становятся уже извнутри русскими, – происходит и всё длится глубочайшее расщепление русской души. И если даже катастрофа 1917 г. имеет свои корни в идеологии, выработанной на Западе, то ныне невозможно отрицать связь этой анархо-коммунистической идеологии с буйствующими началами самой России». Именно поэтому построение православной культуры, по мнению В.В. Зеньковского, будет сопряжено с большими трудностями и потребует свободы, христианские отношения любви к тем, кто находится вне православия. «Нам нужно не Запад обличать, – писал он, – а религиозный разброд внутри самой России привести в свободе и любви – к единству в Церкви и через Церковь». Написанная после катастрофических событий Второй мировой войны работа «Наша эпоха» (1952 г.) была посвящена исследованию религиозно-философских и исторических предпосылок современной культуры в период её глубочайшего кризиса, анализу видимых и невидимых симптомов той, возможно, уже неизлечимой «болезни», которой болеет весь мир, проходящий «через период глубокой варваризации».

 



 
PR-CY.ru