ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 17

Такое понимание истории, считал В.В. Зеньковский, не имеет ничего общего с фатализмом, с предопределённостью судьбы человека, не освобождает человека от ответственности за историю. Дарованная человеку свобода, по его мнению, обнаруживает себя в способности человека творить историю, вносить в неё «смысл». Необходимость «новой апологетики», по мнению В.В. Зеньковского, была обусловлена усиливающимися нападками на христианство, духовной ситуацией современного человечества, переживающего глубокий кризис и прислушивающегося к «лукавым речам нашего века». «Апологетика», подготовленная на основе курса лекций, прочитанных В.В. Зеньковским в Православном богословском институте в Париже, представляла собой традиционное по содержанию и доступное по форме изложение трёх основных тем – веры и знания, христианства в истории, церкви, – составивших три части исследования. В первой части труда, которая по содержанию была близка к проблематике естественнонаучной апологетики, вера и знание рассматривались В.В. Зеньковским в качестве двух главных способов понимания мира, в определённом смысле параллельных и вместе с тем взаимодополняющих друг друга. Автор обосновывал достоверность этого тезиса указанием на то, что в противном случае необходимо было бы разграничить предметы ведения веры и разума, т.е. рассматривать веру как только способность постижения абсолютного бытия (Бога), а разум понимать как средство познания мира. Считая такого рода постановку вопроса неправильной, он приводил разнообразные аргументы. В.В. Зеньковский был убеждён, что вера и разум при всех их отличиях едины и взаимосвязаны, что христианство никогда не отвергало разум и даже может называться «религией разума»; приводил близкое к определению Фомы Аквинского положение, что истины христианства, хотя «и превосходят наш разум: они сверхразумны, но не неразумны». Последняя формула позволяла В.В. Зеньковскому при понимании единства разума с верой как восходящего к свету Христову, просвещающему всех людей (ср.: Ин. 1:9), утверждать ограниченность человеческого разума, которую он видел как в «факте раздвоения познавательной силы в человеке» на разум с его идеями и сердце с «озарениями», так и в отрыве разума от веры и возможном его автономном существовании. Не утверждая категорично, что вера предшествует разуму, В.В. Зеньковский ссылался на историю, полагал, что, несмотря на сложный характер взаимоотношений науки и христианства, «основы современного знания выросли... из христианства». Излагая внехристианские учения о соотношении Бога и мира, он останавливался на философских учениях, в той или иной степени связанных с наукой; критиковал натурализм как попытку понять и объяснить существование мира только из него самого, материализм с его «фантастической» концепцией «самодвижения материи», биоцентризм, исходящий в понимании мира из понятия жизни (Фридрих Вильгельм Шеллинг, Анри Луи Бергсон, Николай Иванович Пирогов), а также составляющее содержание традиционных «апологетик» опровержение агностицизма, пантеизма и деизма; приводил доказательства бытия Бога (космологическое, нравственное, антропологическое и онтологическое, которое считал наиболее убедительным) и вместе с тем отмечал (в согласии с И. Кантом), что все эти доказательства ведут лишь к признанию «Высшего Начала, но то, что это Высшее начало есть Бог, Отец наш Небесный, это познаётся через религиозную жизнь...»

 



 
PR-CY.ru