ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 10

Вместе с тем он считал, что в основание ещё не разработанной христианской космологии должна быть положена идея жизни мира, и связывал эту жизнь с «силами любви», средоточием которых была церковь как «душа мира». Отождествляя церковь с Софией тварной он писал: «Премудрость Божия предвечна, сопринадлежит к сущности Божества, премудрость же в мире есть создание Божие, ибо она есть Церковь. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос, но Церковь принадлежит к миру тварному, входит в состав космоса... как Бог Творец отличен от сотворённого Им мира, так София Божественная отлична от Софии тварной, – единство же имени («София») подчёркивает, что София тварная есть образ Софии Божественной». В учении о составе бытия В.В. Зеньковский, подчёркивая его иерархичность, придерживался концепции французского философа Эмиля Бутру и выделял формы бытия: «духовное бытие, психосфера, биосфера, химическое бытие, материальное бытие (физическое), математическое бытие». К особой форме бытия он относил историческое бытие, в котором усматривал непостижимый Промысл Божий, ведущий человечество и космос к Царствию Божию. Отрицая идею непрерывности (всеединства) бытия, из которой следовало учение об эволюции, и считая правильным понимать единство бытия через принадлежность его типов и форм к «центральной точке», В.В. Зеньковский связывал единство бытия с церковью и придавал ей космологическое значение. Специальное место в его учении о бытии занимала проблема «факта» (или «болезни») бытия в его нынешнем состоянии и нормы бытия (т.е. каким оно должно быть); с этой проблемой он связывал учение о повреждённости природы, причину которой усматривал в грехопадении человека. В учении о действиях Бога в мире отмечал вездеприсутствие Бога, в том числе через красоту, добро и истину, постоянное участие Его посредством «благодатных токов» в жизни мира, Его дар свободы человеку, чудотворение, Его милость и любовь к человеку и долготерпение. В.В. Зеньковский считал необходимым различать действия Бога (энергии в мире) от Бога, постижение действий Бога от непостижимой сущности Бога. «Абсолютное, – писал он,  – есть жизнь, ибо от Него всякая жизнь, какую мы знаем, – но внутренняя жизнь Абсолюта нам известна лишь через Откровение, через учение о Святой Троице». Его христианская антропология может быть воссоздана по отдельным отрывкам из «Основ христианской философии», материалам из его статей, главам из книги «Проблемы воспитания в христианской антропологии» и другим источникам. Рассматривая учение о человеке как сотворённом по образу и подобию Божию и под углом «христоцентричности» его бытия, В.В. Зеньковский уделял особое место Боговоплощению, изменившему мир и жизнь человека. Он писал, что человек, «тварное бытие, всю свою полноту получившее в акте творения и ничего «своего», «от себя» не имеющее, ибо Господь сотворил бытие из «ничего», вмещает ныне в себя Бога и этим не только «приобщается» к Богу, не только является «носителем» Божества, но и... делается «причастным естества Божия», употребляя слова апостола Петра (2 Петр. 1)». Различая три состояния жизни человека – первозданное в раю, после грехопадения и после вхождения в «благодатный организм Церкви»,

 



 
PR-CY.ru