ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 24

Объясняя этот предрассудок общим характером современной безбожной эпохи, её стремлением избежать авторитарных установок и культивируемым в педагогике ошибочным представлением о замкнутой в самой себе личности, понимаемой в качестве самоцели, В.В. Зеньковский критиковал метафизический индивидуализм, связанный с абсолютизацией человеческой личности, и традиционные методы воспитания современной педагогики, основанные на формальном раскрытии заложенных в самой личности способностей и возможностей. В противоположность тенденциям современной безрелигиозной педагогики он считал, что в основание педагогики должно быть положено целостное религиозное мировоззрение, в котором учение о «неразложимом» метафизическом ядре личности будет рассматриваться в тесной связи и взаимодействии с отношением к Личности Бога, к другим людям, миру и к сверхиндивидуальным ценностям. Центральное понятие христианской антропологии (учение об образе Божьем в человеке), полагал В.В. Зеньковский, является руководящей идеей православной педагогики. Образ Божий в человеке, подчёркивал он, выражает особое, главенствующее место человека в бытии, придаёт всякому человеческому бытию исключительную ценность, а для православной педагогики является источником веры в возможность падшего человека возвратиться на путь любви к Богу и делания добра. К одной из важнейших тем религиозного воспитания В.В. Зеньковский относил свободу, которую называл «великим и страшным даром», предпосылкой творчества и произвола. По его мнению, существование свободы ставит человека перед проблемой добра и зла и выбора между ними, поэтому воспитание чувства свободы в ребёнке открывает для него опасные жизненные пути, соблазны и искушения. Однако В.В. Зеньковский считал, что нет никакого другого истинного способа воспитания, кроме воспитания в свободе, и сложнейшая проблема, стоящая перед учителем, заключается в формировании такого понимания свободы, которое будет неразрывно связано с добром. Другой важной, а вместе с тем трудной для понимания ребёнком была тема жизни, которая связана с мучительным и трудно объяснимым для маленького существа вопросом о смерти. Полагая ошибочными любые попытки оградить ребёнка от обсуждения темы смерти, жизни вечной и спасения, В.В. Зеньковский считал необходимым постепенное введение детей в круг основных представлений христианства о Боге, человеке, мире и жизни вечной. Формулируя основные задачи педагогики, он писал: «Цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия». В книге «Педагогика», обсуждая тему религиозного воспитания детей в семье, он отмечал, что «каждое таинство есть тайна даже для взрослого человека, но лучи Божьи, идущие через таинство, оседают не в сознании, но гораздо глубже – в сердце».



 
PR-CY.ru