ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 13

Усматривая основную опасность для России не столько в ослабевшей религиозной вере Запада, сколько в самой западной культуре, и отмечая сложную природу этой культуры, в своих истоках связанной с христианством, он полагал, по-видимому, ориентируясь на итальянское и французское Возрождение, что «протестантство есть вырождающаяся ветвь католицизма, в то время как светская культура с её идеалами гуманизма и индивидуализма есть одичавшая, но жизненно сильная и внутренне близкая к подлинному христианству ветвь того же католицизма». В.В. Зеньковский считал, что только православие может уберечь Россию от расширяющегося влияния западной культуры и культивируемого этой культурой индивидуализма, предостерегал от ложного понимания связи между православием и национальной принадлежностью человека: «То, что Христос стал нам близок через Православие есть счастливый для нас исторический факт, но из него нельзя извлечь никаких оснований для утверждения особой метафизической близости русской души к Православию. Одно только допустимо, а в известном смысле и неизбежно – это признание особого избрания России для Православия, но идея избрания говорит о призыве России к усвоению Православия, а не о неразрывной связи их». Оставляя в стороне вопрос об универсальном значении культуры и искусства, сложную проблематику взаимоотношения религии и культуры и не приводя никаких разъяснений относительно природы православной культуры, В.В. Зеньковский приходил к дилемме – «либо Православие должно стать живым началом культуры и её творческой основой, либо культура русская разовьётся совершенно независимо от Православия и для Православия вновь настала пора скитальчества». В статье «Идея православной культуры» (1923 г.) он задавал не лишённый глубины и основательности вопрос, возможна ли культура на почве православия? В.В. Зеньковский утверждал, что связанная с позитивной идеей теократии попытка осуществления католической культуры не могла увенчаться успехом вследствие своего принудительного характера и отсутствия свободы; несмотря на уникальность достижений западного Средневековья, теократия потерпела крах. По его мысли, православие в отличие от римского католицизма «ищет не прямого внешнего подчинения исторического материала, а преображения человеческой души и культуры извнутри». Обсуждая вопрос об отношении государства и православия в контексте построения православной культуры, В.В. Зеньковский склонялся к мысли, что церковь и монархия не связаны неразрывными узами. По его мнению, церковь должна быть свободной от предпочтений какого-то определённого типа государства, тоталитарное же подлежит осуждению. Для общей характеристики философии культуры В.В. Зеньковского несомненный интерес представляет Заключение в его книге «Русские мыслители и Европа: (Критика европейской культуры у русских мыслителей)» (1929 г.), в котором сформулированы его воззрения на историю проблемы взаимоотношения России и Европы в ХVIII–XIX вв. и её понимание в ХХ в. Согласно В.В. Зеньковскому, следует считать не только историческим, но и духовным фактом отношения, связывающие Россию и Европу, неразрывность их судеб и соотнесённость культур, которые, с одной стороны, в силу существенных различий вызывали противостояние и отталкивание, а с другой – по причине единства христианского наследия всегда стремились друг к другу.

 



 
PR-CY.ru