МАМАНТ - Страница 10

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.) 2 сентября отмечается память Маманта и преподобного Иоанна Постника; совершается служба с пением «Бог Господь» и тропарём; указан тропарь Маманта; на вечерне на «Господи, воззвах» указан цикл стихир-подобнов Маманту, на «Славу» поётся самогласен Маманту; на утрене вместе с каноном Октоиха поются каноны святых; на стиховне утрени на «Славу» указан самогласен Маманту; на литургии прокимен Пс. 63:11, Апостол 2 Тим. 3:10–15, аллилуиарий Пс. 91:13, Евангелие Мф. 10:16–22, причастен 32:1. Такой же в целом состав богослужебного последования Маманту зафиксирован и в «Типиконе» сербского архиепископа Никодима 1319 г. и в первопечатном греческом Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сентября отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); богослужебные указания существенно не отличаются от греческого первопечатного Типикона, но на литургии назначаются иные Апостол (Рим. 8:28–39) и Евангелие (Ин. 15:1–7). В пореформенных московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. (последнее лежит в основе современного «Типикона», принятого в Русской православной церкви) богослужебные указания для 2 сентября не изменились, но число перестало обозначаться каким-либо праздничным знаком. Богослужебное последование Маманту, содержащееся в современных греческих и русских богослужебных книгах включает отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак третьего гласа с икосом, канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Небеса обходя, яко изряден мученик быв»), цикл стихир-подобнов, два самогласна, седален, светилен (только в русских). По рукописям исследователям известны песнопения Маманту, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон, составленный Георгием, епископом Никомидийским (имя автора акростихом в богородичнах), с акростихом «Похвалами Маманта воспеваю усердно», второго гласа, ирмос (начало: «Весна сегодня нам духовная верным»); канон, составленный Константинопольским патриархом Германом I, без акростиха, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Явившемуся в мире»); анонимный канон с акростихом «Маманта мученика песньми давайте воспоём», плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Маманта победоносного песньми радостно воспоём»); три цикла стихир-подобнов; два седальна; светильны; дополнительные икосы кондака.

 



 
PR-CY.ru