МАМАНТ - Страница 17

Самое раннее изображение житийного цикла Маманта сохранилось в западноевропейском искусстве в серии из 18 витражных композиций XIII в. в соборе Сент-Этьен в городе Осер (Франция), в основе сюжетов – Житие Маманта (по Симеону Метафрасту). Серия шпалер по рисункам (1544–1545 гг.) Жана Кузена Старшего, заказанных художнику епископом города Лангра Клодом де Лонги, имеет ту же литературную основу. Сохранились три шпалеры («Святой Мамант проповедует диким зверям и птицам» и «Святой Мамант в печи» – в Лангре; «Святой Мамант перед правителем Каппадокии» – Лувр, Париж) и два рисунка («Святой Мамант спасается от утопления» – Национальная библиотека Франции; «Аммия просит Фавста разрешить ей взять святого Маманта под опеку» – Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В искусстве итальянского Ренессанса к Житию Маманта обращались в XV в. Вышеупомянутый полиптих (1445–1456 гг., художник Франческо деи Франчески) включает четыре сцены Жития мученика. Отдельные его части хранятся в нескольких различных собраниях: в музее Коррер в Венеции («Мученичество святого Маманта»), в музее Кастельвеккьо в Вероне («Святой Мамант перед Аврелианом» (?); «Молитва святого Маманта») и в галерее Йельского университета («Бегство воинов, присланных арестовать святого Маманта»). На пределле алтаря церкви Святой Троицы в Пистое (1455–1460 гг.) представлена редкая сцена «Святой Мамант в темнице со львами». В восточно-христианском искусстве первый известный житийной цикл исследователи датируют ранним XIV в.; он представлен на раме иконы Маманта из церкви Пресвятой Богородицы в Мутуласе на Кипре и в среднике, где он изображён сидящим на льве. На полукруглого формата иконе, находящейся над гробом Маманта в Морфу, помещены сцены Жития и мученичества Маманта (наиболее полный цикл) и великомученика Георгия (XVI в.); житийные циклы трёх мучеников – Маманта, Георгия и великомученика Димитрия Солунского, совмещены на иконе начала ХХ в. Житийные сцены изображены на крышке реликвария Маманта (1832 г., Морфу), а также на иконе (1720 г., церковь святого Маманта в деревне Айос-Мамас в округе Лимасол), где представлена пещера, в которой чудесным образом появилось Евангелие, когда святой ударил посохом о землю, и где впоследствии Мамант преставился. В Греции и на Балканах наиболее частым сюжетом было «Мученичество святого Маманта», однако исследователи отмечают, что есть и более полные циклы, например, росписи в церкви святого Маманта в Мангуфико близ селения Кундурас, подобласть Ханья, Крит; 1355–1356 гг.), в цикл также включена редкая сцена «Освобождение пленников». Исследователи отмечают, что на Руси, несмотря на народное почитание Маманта (Мамонтия-овчарника) как покровителя овец, его изображения немногочисленны. В частности, ростовой образ Маманта помещён в пятом ряду на юго-западном столбе Успенского собора Московского Кремля (роспись 1642–1643 гг.), а также на юго-восточном столбе Троицкого собора Макариева Желтоводского монастыря (конец XVII в.).



 
PR-CY.ru