МАМАНТ - Страница 9

Память Маманта отмечается 21 июня в древнем иерусалимском «Лекционарии» V–VIII вв., сохранившемся в грузинском переводе; назначается прокимен Пс. 115:6, Апостол 1 Кор. 9:7–14, аллилуиарий Пс. 88:8, Евангелие Ин. 15:1–10. Память Маманта также отмечается 14 июля вместе с памятью мученика Тарасия – назначается общее богослужебное последование святым, и 2 октября вместе с апостолами, пророками и другими святыми. Согласно «Типикону Великой церкви», отражающему особенности кафедрального богослужения Константинополя IX–XI вв., память Маманта отмечается 2 сентября; на Пс. 50 назначается тропарь третьего гласа «Подвижниче святый...», указан прокимен Пс. 63:11, Апостол 1 Кор. 9:2–12, аллилуиарий Пс. 91:13, Евангелие Ин. 15:1–11, причастен Пс. 32:1. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского «Синаксаря», Мамант не упоминается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XII в.) под 2 сентября содержится служба Маманту, состоящая из кондака третьего гласа с икосом, канона восьмого гласа, двух циклов стихир-подобнов, двух седальнов. В «Евергетидском Типиконе» второй половины XI в., отражающем малоазийскую редакцию Судийского устава, 2 сентября отмечается память Маманта и преподобного Иоанна Постника; совершается служба с пением на утрене «Аллилуийя»; последования святых соединяются с будничной службой Октоиха; Маманту назначается канон, один цикл стихир и один седален. В «Мессинском Типиконе» 1131 г., отражающем южно-итальянскую редакцию Студийского устава, в день памяти Маманта, 2 сентября, на вечерне песнопения Маманту соединяются с песнопениями преподобному Симеону Столпнику и в честь индикта (новолетия), празднование которых совершалось накануне (1 сентября); указан отпустительный тропарь Маманту четвёртого гласа; на утрене соединяются службы Маманту и Октоиха; после третьей песни канона седален, после шестой – кондак Маманту; утреня заканчивается великим славословием (такое торжественное окончание утрени обусловлено, по мнению исследователей, не памятью Маманта, а попразднством индикта); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен Маманту, Апостол и Евангелие рядовые. В «Типиконе Георгия Мтацминдели» середины XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 2 сентября на вечерне на «Господи, воззвах» поются только стихиры Маманта, на стиховне – Октоиха и Маманта; указан тот же отпустительный тропарь Маманта, что и в «Мессинском Типиконе»; на утрене поются каноны Октоиха и Маманта; на литургии прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен Маманта.

 



 
PR-CY.ru