МАМАНТ - Страница 11

В восточно-христианской традиции изображения Маманта известны исследователям в византийском искусстве Константинополя, в Греции и на Балканах, в Малой Азии и Каппадокии, в Грузии, на Кипре, в Ливане и Эфиопии. В Западной Европе почитание святого и соответственно его изображения представлены, в первую очередь, в искусстве Франции и Италии. Исследователи отмечают, что существуют несколько основных типов изображения святого. Самый древний – Мамант верхом на льве, восседающий на звере как на троне – прямолично или как всадник; в руках он держит пастушеский жезл или крест, на коленях или в руках нередко изображают ягнёнка или козлёнка. По мнению исследователей, данная иконография святого может быть связана с генезисом его образа на основе культа богини Ма, которую изображали сидящей на льве. Подобные образы были чрезвычайно популярными на Кипре, особенно в искусстве XV–XVI вв. Самым ранним и одновременно первым достоверным изображением Маманта данного типа исследователи считают свинцовую евлогию VI в. (Византийский музей в Афинах, дар музею от директора археологического института Бейрута). На лицевой стороне этого небольшого металлического диска Мамант представлен сидящим на шагающем льве как на троне. Вокруг средника надпись: «Благословение святого великомученика Маманта, аминь». Исследователи полагают, что евлогия была изготовлена в Кесарии Каппадокийской, поскольку там, на месте подвига святого, уже в раннехристианское время существовала базилика, где находились его мощи. Вера Николаевна Залесская, основываясь на данных иконографии Маманта и на типологии евлогий, датирует евлогию X–XI вв. Несколько изображений Маманта того же типа происходят из Грузии; одной из причин распространённости его почитания исследователи считают то, что, согласно варианту Жития, Мамант родился в расположенной рядом исторической области Пафлагония, в Ганграх. На серебряном позолоченном тондо XI в. из Гелати, найденном при раскопках, святой изображён подобно воину-мученику, но верхом на льве, а не на коне. Изображения Маманта на льве исследователи встречают и в грузинских рукописях XII в., что свидетельствует о новой волне почитания святого, например, миниатюра в рукописи Григория Богослова (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе, XII в.). В Грузии данная традиция изображения Маманта сохранилась до настоящего времени, и его образ помещён на монете достоинством в 10 тери. Другие изображения святого на льве исследователям известны в Ливане, где есть церкви и монастыри, посвящённые Мамант, а также названный в его честь город Дайр-Мимас. Росписи храмов исследователи относят к концу XII – началу XIII вв., т.е. представляют собой образцы искусства эпохи крестоносцев. Так, образ Маманта на льве сохранился в росписи церкви святого Саввы, фрески которой стилистически напоминают роспись кипрской церкви Панагии Аракос близ Лагудеры (1192 г.; наблюдение Владимира Дмитриевича Сарабьянова). Исследователи полагают, что родиной данной иконографии была Кесария Каппадокийская, а причиной её распространения стал захват турками-сельджуками Каппадокии и бегство христианского населения из Малой Азии в горные области Ливана и на острова Кипр и Крит.

 



 
PR-CY.ru