МОЛЕБЕН - Страница 20

Впрочем, первый и второй из этих чинов (о притеснениях православных со стороны «апостатов» и «агарян») уже в 1655 г. (или около того) были изданы в Москве отдельной книгой с исправлением в заглавиях «апостатов» на «сопостатов», а «агарянского пленения» – на «еретическое пленение» (тогда же был издан отдельной книгой и третий чин, под заглавием «Последование молебнаго пения, внегда царю ити на отмщение противу супостатов»). В синодальную эпоху неоднократно переиздавался и чин молебна «за болящаго» из Требника митрополита Петра (Могилы), восходящий к дониконовской традиции. Но гораздо большую известность, чем перепечатки отдельных чинов, получил сборник под заглавием «Последование молебных пений», впервые изданный в Москве в 1708 г. и впоследствии многократно редактировавшийся и переиздававшийся. В первом издании он содержал 12 чинов: два чина «молебных пений», с канонами («за царя и за люди… во время брани» и «в нашествии сопостат и в нахождении язык»); «благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии»; ещё два чина «молебных пений» с канонами («во время бездождия»; «во время безведрия»); также пять «чинов благословений» («в путьшествие», «хотящым по водам плыти», военного корабля, воинского знамени, «воинских оружий» (т.е. доспехов, лат, брони – лат. armorum: именно такой чин был некогда переведён митрополитом Петром (Могилой) из католических богослужебных книг, тогда как ещё один чин (благословения меча) он оставил без перевода); и, наконец, «чин молитвенный» на выкапывание колодца и обретение воды и «чин благословения» колодца. Все эти чины были заимствованы из Требника митрополита Петра (Могилы), хотя и с некоторыми переработками (прежде всего, в части сокращения приложенных к чинам молитв: так, в первом из чинов из четырёх молитв у митрополита Петра (Могилы) оставлена лишь четвёртая; во втором из шести – лишь четвёртая и шестая; и т.д.). В последующих изданиях в состав сборника «Последование молебных пений» были добавлены ещё несколько чинов, составленных по схеме «благодарения» из Требника митрополита Петра (Могилы): псалом, мирная ектения, тропари (один или несколько) и кондак, Апостол и Евангелие (с прокимном и аллилуиарием), сугубая ектения, молитва. Они включали: «Молебное пение на Новый Год» (на 1 января); «молебное пение при начатии учения отроков» (на основе одноимённого последования из Большого Требника); «молебное пение о недужных многих или о едином» (уже упомянутое выше); «благодарственное моление, совершаемое в дни восшествия на престол и венчания на царство Его Императорского Величества Государя Императора» (здесь в функции псалма неожиданно используется песнь пророка Исаии «С нами Бог»; в число тропарей включена стихира; перед Апостолом есть ещё и паремия); «последование благодарственнаго и молебнаго пения… в день Рождества… и воспоминания избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» (т.е. о победе в войне 1812 г.). Таким образом, схема молитвенного чина, состоящего в значительной степени из изменяемых элементов Божественной литургии (фактически её фрагментов) стала совершенно привычной для русской церковной традиции синодальной эпохи. Как следствие, в восприятии и рядовых верующих, и образованных представителей духовенства эти и подобные им чины (основным признаком которых является наличие не только евангельского, но и апостольского чтения и отсутствие канона) окончательно оказались отнесены к одной и той же категории, что и уставной общий молебен с каноном и водосвятный молебен (ср. рассуждения протоиерея К.Т. Никольского о том, что «молебные пения одни совершаются с пением канона, другие – без него, третьи – без чтения Евангелия»; эти же слова буквально воспроизведены в популярном семинарском учебном пособии протоиерея Г. Нефёдова «Таинства и обряды правосл. Церкви». М., 1999 г.).

 



 
PR-CY.ru