МОЛЕБЕН - Страница 19

Эти «воследования» включают в том числе апокрифические молитвы, заимствованные из Требников и сборников с элементами народной магии. Названия у них соответствующие: «Воследование молебное сопротив чародеяниям, обаяниям человеков и скотов»; «Воследование молитвенное над домом или местом очародеянным и оплазняемым от злых мечтов»; «Воследование молитвенное во время губительнаго мора скотов»; «Воследование бываемое на нивах, виноградех или вертоградех, егда приключается вреждатися им от пругов, червий, гусениц, мушиц, гадов». Требник митрополита Петра (Могилы) завершают чин «Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием», «Соборник дванадесятем месяцем» (т.е. Месяцеслов) и образцы ведения приходской документации. Особенно примечательным исследователи находят «Благодарение о получении прошения…», поскольку по замыслу автора оно может совершаться в качестве самостоятельного последования, а может и интегрироваться в чин Божественной литургии. Этим обусловлен и его состав: особые прошения на мирной ектении, тропари и кондаки, прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие, особые прошения на сугубой ектении, молитва – все эти элементы легко могут заменить соответствующие части чина литургии (а молитву и следующий за ней гимн митрополит Пётр (Могила) предлагает произносить после заамвонной молитвы). В другом разделе своего Требника митрополит Пётр (Могила) приводит ещё два чина такого же типа, которые могут включаться в чин литургии, а могут совершаться отдельно: «Чин благословения в путь, места святая посещати, или ино что благое соделовати, или куплю деяти идущих» и «Чин благословения по водах плыти, куплю или ино что благое соделывати». Исследователи отмечают, что как таковые подобные подборки богослужебных текстов для включения их в чин литургии не были изобретением митрополита Петра (Могилы): многие рукописи Евхология и Служебника содержат приложения с аналогичными подборками текстов на различные праздники и, реже, какие-либо нужды; в свою очередь, в лекционариях (не исключая и современных печатных Апостола и Евангелия) также издавна указываются чтения на литургии в связи с различными потребностями молящихся. Но именно митрополит Пётр (Могила) первым включил эти наборы текстов в состав Требника, оформив их не как простые приложения к основному тексту литургии, а в качестве самостоятельных чинов. Для этого он разместил в начале каждого чина после обычных молитвословий тематически подобранный псалом, упомянул о пении «Бог Господь» перед тропарями и об отпусте. Изобретённые или отредактированные митрополитом Петром (Могилой) чины «молебных пений», «благодарения» и «благословения в путь» оказали большое влияние на богослужебную практику РПЦ, но не сразу. Несмотря на знакомство никоновских справщиков с Требником митрополита Петра (Могилы), они предпочли ориентироваться не на него, а на венецианские Евхологии, так что в официальный московский Большой Требник чины «молебных пений» из Требника митрополита Петра (Могилы) не вошли.

 



 
PR-CY.ru