МОЛЕБЕН - Страница 13

На практике пасхальный молебен обычно совершают с сокращениями: без ипакои (и даже без пасхального начала, если молебен включается в состав литургии – после заамвонной молитвы и до отпуста), с пением только одних ирмосов вместо полного канона (но при этом с прибавлением троекратного тропаря Пасхи после каждого ирмоса), без тропарей по каноне и ектении. Но исследователи отмечают, что важнее не то, что этот чин обычно сокращается, а то, что он используется в качестве сопровождения для пасхальных крестных ходов (см. ст. Лития), которые совершаются в русской традиции на Светлой седмице ежедневно. Во время этих крестных ходов процессия обходит вокруг храма; устраивается от одной до четырёх остановок; пока шествие движется, поётся описанный выше чин молебна, а на остановке – как правило, только на одной из четырёх – сначала читается Евангелие (любое из 11 воскресных утренних зачал; на практике обычно без прокимна), а затем – уже на каждой из остановок – священник поочерёдно поворачивается на одну из сторон света, кадит молящихся, осеняет их крестом и окропляет святой водой со словами пасхального приветствия, при этом он сам или диакон возглашает «Господу помолимся», а хор поёт троекратное «Господи, помилуй» (исследователи встречают также практику петь вместо этого тропарь Святой Пасхи). В практике афонских обителей крестный ход устраивается лишь в один из дней Светлой седмицы и заключается в обходе всей принадлежащей каждому монастырю территории; в продолжение этого шествия, которое занимает немало времени, поются не только пасхальные песнопения, но и различные молебные каноны и проч. Последование молебна на Пасху – лишь один из многих случаев пения молебна во время шествия на тот или иной праздник. Выше говорилось о том, что само происхождение молебна, вероятно, связано с константинопольскими шествиями в честь Божьей Матери: в более раннюю эпоху – по пятницам, а в поздневизантийское время – по вторникам, с иконой Одигитрии. В современном Типиконе предписывается «исходить с литией», т.е. с крестным ходом, на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня; на практике крестные ходы устраиваются в престольные праздники и в других торжественных случаях (а в старину в Москве и других русских городах крестные ходы совершались в течение года десятки раз). Праздничные крестные ходы сопровождаются пением молебна с каноном; в современной русской практике, за исключением пасхального периода, от канона обычно остаются одни лишь молебные запевы. Но кроме праздничных крестных ходов православные богослужебные книги предполагают совершение шествий также и в дни серьёзных испытаний и бедствий в масштабах города или целой страны.

 



 
PR-CY.ru