МОЛЕБЕН - Страница 17

Помимо чинов молитвенных шествий с пением молебных канонов, посвящённых различным общенародным бедствиям, православные богослужебные книги содержат и иные молитвенные чины на различные потребы, совершение которых не предполагает шествия (а часто не содержит в своём составе и канона), но которые также принято считать разновидностями молебна. Выше уже упоминались молебные каноны Иоанна Мавропода на различные нужды, но Иоанн Мавропод был не единственным автором подобных композиций. Далеко не все они вошли в печатные богослужебные книги. Так, в Большом Потребнике патриарха Филарета 1623 г. изложен устав молебна «за всякое прошение», который полностью следует схеме общего молебна, с приложением к нему пяти канонов: 1) общего характера («во общих напастех: и в бездождие, в глад и мятеж и воспротивление ветром, и в нашествие иноплеменных, и о всяком прошении», с двумя молитвами); 2) при военной угрозе («за царя и за люди… в брани, против сопостат находящих на ны», с двумя молитвенными комплексами, состоящими из молитвы и главопреклонной молитвы, и ещё одной молитвой); 3) при засухе («за бездождие», с молитвенным комплексом, состоящим из молитвы и главопреклонной молитвы); 4) при продолжительных дожде и непогоде («о вéдре», с одной молитвой); 5) при эпидемии («в смертоносную язву», с тремя молитвами). Первый из этих канонов в Потребнике надписан именем Константинопольского патриарха Филофея Коккина и действительно принадлежит ему (исследователям известен и греческий оригинал); другие каноны не надписаны, но второй и пятый из них в славянских рукописях также могут приписываться патриарху Филофею Коккину, на основании чего Гелиан Михайлович Прохоров включил их в список творений святителя. Как в греческих, так и в славянских рукописях сохранился иной канон от бездождия, написанный тем же Филофеем Коккином и обращённый к Божьей Матери. Славянские рукописи приписывают его перу также каноны «в печалех и нуждех», «на поганыя», «в усобных и иноплеменных бранех», «за болящих», «в глад и томление», но их греческие оригиналы не выявлены. Молитвы, приложенные к канонам рукописных и старопечатных Требников на различные нужды, также частично принадлежат Филофею Коккину. В Большом Требнике, созданном в ходе никоновской справы и используемом ныне в РПЦ, из канонов дониконовского печатного Потребника был оставлен лишь канон «на безведрие». Вместо остальных здесь появляются каноны «в бездождие», «в страх труса» (т.е. при угрозе землетрясения), «в прещении губительныя немощи», приложенные к чину молитвенного шествия в случае общенародного бедствия, а также «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых» и «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны».

 



 
PR-CY.ru