МОЛЕБЕН - Страница 14

Греческие рукописи содержат молитву «в литию (т.е. для шествия) по причине страха (перед каким-либо бедствием)». А в венецианских печатных изданиях греческого Евхология XVI–XVII вв. появляется целый чин такого шествия, не засвидетельствованный в более ранних рукописях. Его порядок: обычное начало; Пс. 142; мирная ектения; «Бог Господь» и покаянные тропари; три антифона из Пс. 6, 101 и 78, с особыми припевами, перемежаемые молитвами об избавлении от приключившейся напасти и малыми ектениями; степенный антифон четвёртого гласа; «Всякое дыхание» и подходящий по содержанию отрывок из Евангелия; канон. Исследователи отмечают, что такой порядок достаточно необычен: в стандартную схему молебна включены три антифона, но не в самом начале, а после тропарей; Евангелие предписано читать не после шесто песни канона (как в чине общего молебна), а перед ним (как на полиелейной утрене), причём в сопровождении степенного антифона (вновь как на полиелейной утрене) и стиха «Всякое дыхание» (вместо прокимна!); служба не имеет полноценного окончания. По мнению исследователей, этот чин отражает какую-то локальную практику южно-итальянских греков, восходящую к чину из Мессинского Типикона, но к XVI в. претерпевшую изменения. Помещение чина в первые печатные издания Евхология обеспечило ему широкое распространение; впоследствии он включался во многие другие издания этой богослужебной книги. В ходе никоновской реформы описанный чин был переведён и на церковнославянский язык и вошёл в состав Большого Требника, где он озаглавлен как «Последование в различныя литии и бдения молебнов» (в оглавлении эта же глава имеет несколько иное название: «Последование молебнов в различные литии»). Исследователи отмечают, что в дальнейшем этот чин фактически так и не стал для русской богослужебной традиции своим. Прецеденты его совершения в синодальную эпоху столкнулись с настороженным отношением, что отражено даже в церковном законодательстве того времени, которое предписывало совершать подобные шествия и молебны «весьма осмотрительно и крайне рассудительно…, когда потребно будет признаваться от духовных властей», чтобы «онаго моления суетно отнюдь не употреблять» (указ Святейшего Синода от 9 июля 1734 г.); в более раннем распоряжении допускалось «по рассуждению» соединять этот чин с общенародным постом (Манифест императрицы Анны Иоанновны от 17 мая 1730 г.), что осталось, по большому счёту, теорией. Исследователи отмечают, что в современной практике чин из главы 79 Большого Требника не используется.

 



 
PR-CY.ru