МОЛЕБЕН - Страница 11

В дониконовской Руси молебны с полными канонами праздникам и святым также были очень популярными, но для них обычно использовались не специально написанные «молебные каноны», а каноны, заимствованные из чина утрени того или иного праздника или памяти святого. Такие каноны собирали в Канонники, состав которых в дониконовской традиции мог быть гораздо разнообразнее, чем в Канонниках синодальной эпохи. Древнейшие славянские Канонники исследователи датируют XIV в. (в том же столетии был выполнен и славянский перевод Богородичника); с XV в. они получили очень большое распространение как на Руси, так и у южных славян, у которых они были известны также под именами Параклитиков (каковые не следует смешивать с рукописями Октоиха, который мог иметь то же название) или Молебников. Каноны из этих сборников могли исполняться как в качестве совсем самостоятельных текстов, так и в том или ином молитвенном обрамлении, в том числе по чину молебна. Полные молебны с канонами праздникам и святым доныне занимают важное место в старообрядческой богослужебной практике, особенно у беспоповцев, где из-за отсутствия Божественной литургии молебен может фактически становиться вершиной всего богослужебного дня либо для всей общины, либо для каких-либо её отдельных членов (например, для именинника и его близких, которые «заказывают» у наставника полный молебен с каноном своему святому). В связи с этим в старообрядческих богослужебных руководствах порядок пения молебна с канонами праздникам и святым описывается очень подробно (практика поповцев описана в книге «Устав Арсения Уральского». М., 2005 г.). В частности, в старообрядческой традиции на молебен допускается пение от одного до трёх канонов (и есть строгий порядок их соединения); каноны поются со своими ирмосами, а катавасии различаются в зависимости от того, кому посвящён молебный канон; сам молебен, если он совершается всей общиной, бывает после часов и изобразительных (обедницы). Среди современных русских изданий богослужебных книг уставной порядок молебна с каноном празднику или святому можно найти в новых редакциях Требника, подготовленных Издательством Московской патриархии в 2014 г. Чин молебна повторяет схему общего молебна с каноном Божьей Матери, но с заменой всех тропарей, канона и его запевов, седальна, кондака, прокимна, евангельского чтения, стихиры, припевов после девятой песни и заключительной молитвы соответствующими содержанию молебна текстами. В качестве катавасии после третьей и шестой песней, если молебен посвящён Господскому празднику, указано петь «Избави, Господи…». Включение описания полного уставного молебна в новые редакции Требника свидетельствует о наметившейся тенденции к возрождению этого чина в современной русской богослужебной практике.

 



 
PR-CY.ru