МОЛЕБЕН - Страница 22

Такая практика, как полагают исследователи, начала формироваться уже в XIX в., но фактическое её признание произошло в XX в., а со второй половины XX в. чин «общего молебна» (в данном случае определение «общий» осмысляется уже как «обобщенный», что исследователи отличают от содержания того же слова в заглавии уставного общего молебна) уже стал печататься в официальных изданиях Требника. Он начинается как вполне уставной общий молебен, но в нём не приводится (хотя и упоминается) канон. Вместо канона даны сразу несколько вариантов молебных припевов и катавасий в зависимости от того, кому посвящён канон на молебне; на практике они поются все подряд, без канона. На сугубой ектении в конце молебна к обычным прошениям прибавлены дополнительные, по желанию (о недужных). Кроме этого чина в состав наиболее распространённых современных русских изданий Требника обычно включены молебные пения: «о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякаго добраго дела» и «о недужных многих или о едином»; «служба о умножении любве»; «чин благословения в путьшествие»; «благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии». Все эти чины могут совершаться отдельно (идея о возможности соединения их с чином Божественной литургии, благодаря которой они когда-то возникли, практически забыта), а могут комбинироваться с «общим молебном» и даже с водосвятным молебном по следующей схеме: начальный возглас; «Царю Небесный» (или тропарь Пасхи); «Бог Господь» и тропари (в современной практике число исполняемых тропарей вопреки уставу и здравому смыслу может достигать нескольких десятков – в зависимости от желания настоятеля, служащего священника, количества заказанных прихожанами молебна и т.д.); затем, вместо канона, – повторяемый несколько раз цикл молебных запевов (как правило, Господу, Божьей Матери и каждому из тех святых, кому пелись тропари, а на «Слава: и ныне:» – молебные катавасии, причём все сразу); далее – прокимен и Евангелие (либо тропари водосвятного молебна, Апостол и Евангелие водоосвящения и само это священнодействие); наконец, возглашается сугубая ектения с прибавлением самых разных прошений и по выбору читается молитва. В советские годы описанное последование нередко предоставляло единственную возможность совершить молитву о частных нуждах верующих, поскольку количество храмов было слишком мало, однако в настоящее время постепенно намечается тенденция к пересмотру практики его совершения (что, в частности, следует из публикации в 2014 г. Издательством Московской патриархии новых редакций Требника с уставными чинами молебна; обсуждения вопроса о молебне в Межсоборном Присутствии РПЦ и проч.).



 
PR-CY.ru