МОЛЕБЕН - Страница 12

В греческой богослужебной практике, как уже было отмечено, полные молебны с каноном не утрачивали широкого распространения. Молебен с каноном празднику отличается от молебна с каноном святому, прежде всего, тем, что после девятой песни канона праздника вместо «Достойно есть» поётся задостойник; кроме того, неразрывная связь тропарей большинства праздничных канонов с их ирмосами (равно как и указания древних источников) заставляет исследователей утверждать, что на молебен в честь праздника канон должен исполняться с ирмосами (указания новых изданий Требника в этом отношении исследователи называют двусмысленными). Особый случай молебна с каноном праздника составляет молебен на Пасху. Его устав подробно изложен в Типиконе и Цветной Триоди, а также в новых русских редакциях Требника. После возгласа священника «Благословен Бог…» следует полное пасхальное начало со стихами, затем – ипакои Пасхи (на «Слава и ныне:»; если же к канону Пасхи прибавляется канон святого – например, на престольный праздник или по желанию молящихся, то перед ипакои Пасхи поётся и тропарь святому) и пасхальный канон. Канон исполняется с ирмосами (что служит ещё одним подтверждением того, что и на другие праздники канон на молебен должен включать ирмосы) на шесть, т.е. с повторением тропарей (а если добавляется канон в честь святого, его тропари исполняются на четыре), с припевом «Христос воскресе из мёртвых». Катавасия после третьей и шестой песней – Божьей Матери. После шестой песни исполняются кондак и икос Пасхи, а затем, после прокимна, читается Евангелие (могут также добавляться прокимен и Евангелие святому). После девятой песни в качестве задостойника должен исполняться ирмос, а вместо мегалинариев – троекратно тропарь Пасхи. Следуют ипакои и на «Слава и ныне:» – кондак Пасхи (если есть тропарь святому, он поётся на «Слава:» перед кондаком). Молебен заканчивается сугубой ектенией и возгласом священника «Премудрость», на что хор отвечает троекратным тропарём Пасхи. Священник произносит полный пасхальный отпуст и трижды провозглашает пасхальное приветствие «Христос воскресе», а хор вновь поёт тропарь Пасхи трижды, прибавляя к нему троекратное «Господи, помилуй». Исследователи отмечают, что общий порядок молебна на Пасху следует схеме молебна с каноном празднику, но с заменой псалмов пасхальными песнопениями: пасхальное начало (вместо Пс. 142 и «Бог Господь»), ипакои (вместо тропарей на «Бог Господь»), канон, тропари по каноне, сугубая ектения.

 



 
PR-CY.ru