МОЛЕБЕН - Страница 15

Вслед за чином молебного шествия в Большом Требнике приводятся каноны и молитвы на следующие случаи бедствий: «в бездождие», «в безведрие», «в страх труса» (т.е. при угрозе землетрясения), «в прещении губительныя немощи» (т.е. во время массовой эпидемии). Также есть молитвы (без канонов) на случаи «губительного недуга», «губительства и глада», «громов и молний», «злорастворений ветров и бури морския», «на всякую литию». Весь этот раздел Большого Требника полностью повторяет содержание венецианских изданий Евхология, за исключением канона и молитв «в безведрие», которых в венецианских изданиях не было и которые справщикам пришлось заимствовать, как полагают исследователи, по причине особой актуальности темы «безведрия» для российского климата – из дониконовского Потребника (с минимальной языковой правкой текста и переделкой тропарей канона, обращённых к Божьей Матери, в обращённые ко Христу). Исследователи отмечают, что водосвятия и особые чины на некоторые праздники, также обычно относимые к категории молебна, в отличие от описанных выше чинопоследований общего молебна (с каноном) и молебна на различные бедствия не являются прямым развитием древних монастырской и кафедральной паннихис, но имеют собственную историю возникновения. Чин великого освящения воды появился на Востоке в VI или в конце V в.; он включает начальные песнопения, ряд библейских чтений, мирную ектению, молитвы над водой и погружение креста в воду, сопровождаемое и завершаемое песнопениями. Чин включается в состав Божественной литургии (после заамвонной молитвы) в навечерие праздника Богоявления (5 января по церковному календарю), и его не принято обозначать словом «молебен». Впрочем, в старину на Руси была распространена практика предварять повторное освящение воды на само Богоявление, совершавшееся на какой-либо реке, крестным ходом с пением во время шествия молебна с каноном праздника (полностью или в форме одних ирмосов). Водосвятный молебен (или Чин малого освящения воды) восходит к константинопольской традиции молитвенных шествий к основным пресноводным резервуарам столицы в последнюю неделю июля – первую неделю августа, а также к обычаю освящать воду путём погружения в неё (или омовения ею) каких-либо святынь. Основные тексты чина малого освящения воды сложились в XI в. или немногим раньше. Согласно Типикону, этот чин должен совершаться раз в году, 1 августа по церковному календарю. Однако уже в византийские времена возник обычай совершать его в начале каждого месяца.

 



 
PR-CY.ru