МОЛЕБЕН - Страница 16

На Руси малое освящение воды, с погружением в неё как креста, так и святых мощей, совершалось на многие праздники. В современной традиции РПЦ малое водоосвящение бывает 1 августа (ст. ст.), а также на престольные и значимые праздники, на Преполовение Пятидесятницы, на празднование иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», а в некоторых приходах – еженедельно и даже чаще. Чин малого освящения воды начинается как общий молебен Божией Матери – со вступительных молитвословий и Пс. 142, «Бог Господь», богородичных тропарей и Пс. 50, но затем вместо канона должна исполняться целая серия песнопений: сначала многострофный гимн, имеющий в греческом оригинале алфавитный акростих, ирмос и 24 тропаря, тропари различным чинам святых и, после возгласа литургийной молитвы Трисвятого, ещё тропари. На практике многострофный гимн и тропари различным чинам святых исполняются с сокращениями; их объём обусловлен тем, что некогда они должны были сопровождать исхождение на источники или ёмкости с водой – аналогично канону в чине молебна с крестным ходом. После окончания песнопений поётся Трисвятое, читаются Апостол и Евангелие (наличие не только чтения Евангелия, но и пения Трисвятого и чтения Апостола указывает на изначальную связь чина с литургией), а дальше – мирная ектения, молитвы на освящение воды, погружение креста в воду, сопровождаемое и завершаемое песнопениями, сугубая ектения, молитва из чина литии на всенощном бдении (или в конце великого повечерия) и отпуст. Водосвятный молебен был основой для торжественного «действа Страшного Суда», совершавшегося в дониконовской Руси в мясопустную неделю, а праздничный молебен с каноном – для чина шествия на осляти на праздник Входа Господня в Иерусалим. Чин «летопроводства», или «новолетия», т.е. празднования нового года 1 сентября (по церковному календарю), в древнерусской традиции первоначально не имел отношения к молебну и воспроизводил последование, некогда совершавшееся в этот же день в кафедральной традиции Константинополя; но в его поздних редакциях XVII–XVIII вв. к этому чину присоединён водосвятный молебен, а в Требнике митрополита Петра (Могилы) – молебен с каноном. В изданиях синодальной эпохи на новый год, причём празднуемый не 1 сентября, а 1 января, приводится совершенно иное последование – «молебное пение» без канона. В современной практике РПЦ это последование обычно совершается 1 января (либо накануне) не по церковному, а по гражданскому календарю вопреки указаниям в этом последовании на празднование Обрезания Господня. Чин Торжества Православия, совершаемый в первую неделю Великого поста, исторически предварялся «литией», т.е. крестным ходом, который сопровождало пение молебна с каноном; но в 1766 г. в ходе переработки этого чина вместо уставного молебна с каноном он получил в своём начале чин «молебного пения» с Апостолом и Евангелием.

 



 
PR-CY.ru