МОЛЕБЕН - Страница 21

Кроме перечисленных чинов в состав «Книги молебных пений» в XIX в. были включены «молебное пение от наводнения» (с особенным воспоминанием наводнения в Санкт-Петербурге в 1824, по схеме молебна с каноном) и «молебное пение в дни губительнаго поветрия» (из Большого Требника). Содержавшиеся в «Последовании молебных пений» чины играли важную роль в символическом оформлении российской имперской идеологии. Они в обязательном порядке совершались в царские и викториальные дни, согласно Табели высокоторжественных и иных дней, регулярно издававшейся Святейшим Правительствующим Синодом. Впрочем, после падения монархии в России некоторые из этих чинов фактически утратили актуальность; однако другая их часть настолько прочно вошла в богослужебный обиход (как полагают исследователи, в силу компактности и наглядности структуры), что стала почти неотъемлемым элементом различных изданий Требника XX и XXI вв., хотя в синодальную эпоху ни в Большой, ни в Малый Требник не входила. К этой части исследователи относят чины «благодарения», «благословения в путешествие», «о недужных» и др., которые в повседневном обиходе принято обозначать как «благодарственный молебен», «молебен о путешествующих» и т.д. В современных греческих редакциях «Евхология Архиератикона» исследователи также встречают «последования для [различных] обстоятельств», напоминающие чины из «Книги молебных пений». Например, в Малом Евхологии в редакции официального издательства Элладской церкви «Апостолики диакониа» к таковым относятся «последования»: на начало учебного года, на начало всякого частного дела, на начало всякого общественного дела, на основание церкви, на основание учебного заведения, на основание всякого строения, на открытие нового благотворительного учреждения, на открытие канала (или иного крупного гидросооружения), на спуск нового корабля на воду, на благословение нового транспортного средства. Все они совершаются согласно следующей схеме: начальное благословение, тропари, Трисвятое, подходящие по содержанию Апостол и Евангелие (сопровождаемые прокимном и «Аллилуия»), мирная ектения с особыми прошениями, главопреклонная молитва из чина малого освящения воды, погружение креста в воду, окропление святой водой с пением тропаря, заключительная молитва и отпуст. Таким образом, моделью для всех этих чинов является не комплекс изменяемых частей Божественной литургии, а чин малого освящения воды. Также в Малом Евхологии есть чин «славословия» за избавление города от нашествия врагов, предназначенный для совершения в памяти дни древних сражений. Он содержит: начальный возглас священника, тропари, великое славословие (в сокращённой версии), сугубую ектению, молитву, кондак «Взбранной Воеводе» и отпуст. Такие же по структуре чины «славословий», предназначенные для совершения в дни государственных праздников Греции (в День независимости (25 марта), в День «Охи» (28 октября), на Новый год (1 января)), помещены в издаваемый «Апостолики диакониа» Архиерейский Чиновник. Сложившееся в России в синодальную эпоху восприятие чинов, совершенно разных по происхождению, содержанию и внутренней структуре, как равноправных представителей одного и того же класса «молебнов», имело следствием мысль о допустимости соединения этих чинов в одно последование.

 



 
PR-CY.ru