МОЛЕБЕН - Страница 18

Последования из глав 74 и 91 представляют собой, по мнению исследователей, точный перевод аналогичных последований из венецианских изданий греческого Евхология вопреки содержащимся в них несоответствиям реальной православной богослужебной практике того времени. Так, в «Последовании молебном о немощных…» к Пс. 142 прибавлены ещё три: Пс. 22, 26 и 67 (ср. со структурой молитвенного шествия в дни бедствий, также заимствованного из венецианских книг); здесь же молебный канон завершается молитвой, без упоминания Трисвятого и тропарей, причём эта молитва есть не что иное, как главная молитва чина елеосвящения (более того, исследователи отмечают, что она сопровождается предписанием помазать больного «от кандила»!); за ней следуют ещё два экзорцизма и четыре молитвы о «страждущем от демонов». В русской дониконовской традиции существовал собственный чин молебна о болящих, вполне традиционный по форме, с другим каноном и без экзорцизмов; он широко засвидетельствован в рукописях. В современной практике РПЦ он почти забыт, но и чин из Большого Требника также практически не употребляется – вместо этого при необходимости священники совершают «Молебное пение о недужных многих или о едином», заимствованное из «Книги молебных пений» синодальной эпохи, прототипом которой стал цикл чинов молебна из Требника митрополита Петра (Могилы) 1646 г. В требнике митрополита Петра (Могилы) как таковом нет чина «Молебного пения о недужных многих или о едином» – молиться о больных здесь всё ещё предлагается согласно традиционному древнерусскому чину молебна «за болящаго». Также, по мнению исследователей, здесь есть апокрифический по содержанию чин «о избавлении недугующаго от обуревания и насилия духов нечистых», напоминающий «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых» из венецианских книг (и Большого Требника), но гораздо более пространный. Более того, исследователи отмечают, что помимо молебна о болящем и молебного пения о страдающем от нечистых духов митрополит Пётр (Могила) поместил в свой Требник ещё и десять последований «молебных пений» на иные нужды. По форме все они представляют собой молебен с каноном, каждый раз сопровождаемый целым комплексом молитв. Часть этих канонов и молитв была заимствована митрополитом Петром (Могилой) из доступных ему рукописных и печатных источников, а часть была написана им самим. Цикл «молебных пений» включает чины: 1) «о умирении и соединении Православныя веры и освобождении от бед належащих православным от сопротивных апостатов [«отступников», т.е. униатов]»; 2) «о умирении и соединении Церкви, и свобождении в работе и пленении агарянском [т.е. у мусульман] сущих»; 3) «за царя и за люди… во время брани, против супостатов находящих на ны»; 4) «в нашествии варвар и в нахождении языков»; 5) «в бездождие»; 6) «в безведрие»; 7) «во время губительнаго недуга и напрасныя смерти»; 8) «в общенуждии и злорастворных времён, и противлении ветров, и во всяком злоключении людей»; 9) «во время труса на долзе не престающаго»; 10) «за творящих милостыню»; цикл завершается чином «о избавлении недугующаго от обуревания и насилия духов нечистых» и ещё несколькими «воследованиями», не содержащими канонов (т.е. не относящимися к категории молебна).

 



 
PR-CY.ru