МОЛЕБЕН - Страница 10

В практике Иосифова Волоцкого монастыря XVII в. молебен по воскресеньям совершался с каноном Благовещению, по средам – с каноном Одигитрии, по пятницам – с каноном Акафиста; помимо молебна трижды в неделю (по понедельникам, средам и пятницам) пели панихиду, с заупокойным каноном по гласу (см. Обиходник этого монастыря XVII в., Российская государственная библиотека); и т.д. В современной традиции Троице-Сергиевой лавры и ряда других русских монастырей каждый день начинается с так называемого братского молебна, представляющего собой сокращённую версию общего молебна, – канон в нём, как правило, утрачен. Для современного русского приходского богослужения также характерно регулярное совершение молебна, чин которого обычно далёк от уставного. Для сравнения: в современной традиции афонских обителей ежедневно поётся либо уставной общий молебен, либо водосвятный молебен, либо канон Божьей Матери из Богородичника, причём это может иметь место как на вечерне – после «Ныне отпущаеши», так и перед литургией – после шестого часа или, наконец, прямо во время литургии – тогда первая половина канона или чина молебна совершается во время причащения священнослужителей, а вторая – после заамвонной молитвы. Выше уже упоминалось и о еженедельном (по пятницам) и ежедневном (в Успенский пост) пении Малого и Великого молебных канонов Божьей Матери и о широком распространении множества иных молебных канонов в современной греческой практике. В русской старообрядческой традиции «малый молебный канон» Божьей Матери ежедневно исполняется на повечерии (кроме особых дней года), поскольку в дониконовском Часовнике он включён в состав этой службы. Как следует из приведённых свидетельств о распределении канонов на молебне в течение недели, эти каноны, по мнению исследователей, не обязательно должны были быть богородичными. Однако в настоящее время практика совершения уставных молебнов с полными канонами праздникам и святым в Русской православной церкви в значительной степени утрачена, хотя в некоторых случаях они всё же служатся: например, накануне первой субботы Великого поста, когда после вечерни и литургии Преждеосвящённых Даров совершается уставной молебен Феодору Тирону, выписанный в Постной Триоди полностью, а также на Пасху. В греческой традиции, напротив, практика пения молебна с молебными канонами святым весьма распространена; в частности, опубликовано множество изданий таких канонов – как правило, в форме отдельных брошюр («аколуфий»). В них может помещаться как полная служба в честь того или иного святого (т.е. изменяемые части вечерни, утрени, а затем – молебный канон, отличный от канона утрени), так и один лишь чин молебна святому, с особыми каноном, молитвой, иными песнопениями.

 



 
PR-CY.ru