МАРТИН - Страница 20

Основной корпус агиографических текстов о Мартине состоял из сочинений Сульпиция Севера, Павлина из Петрокорики, Венанция Фортуната и Григория Турского. Однако в прозаических текстах не было цельного повествования о жизни и чудесах Мартина, а стихотворные произведения, предназначенные для образованных людей, были трудными для восприятия. Это стало одной из причин появления новых текстов, призванных суммировать сведения о Мартине и дополнить более ранние сочинения. В начале IX в. возникли школа и крупный скрипторий при монастыре Мартина в Туре, который возглавлял Алкуин (796–804 гг.). С этим связано окончательное формирование «Мартинелла», в который были включены пространные фрагменты из произведений Григория Турского и исповедание веры, которое приписывали Мартину. Происхождение этого текста, напоминающего краткое катехетическое наставление, исследователям трудно определить. По мнению О. Штегмюллера, при его составлении были использованы сочинения Илария Пиктавийского и Мария Викторина, а также символ «Clemens Trinitas», составленный, как полагают исследователи, в V–VI вв. в Южной Галлии. Как полагал исследователь, исповедение было составлено в Туре при Алкуине и вскоре атрибутировано Мартину. Однако исследователи не исключают, что текст относится к более раннему времени. Широкое распространение получило краткое «Житие Мартина», составленное Алкуином (в большинстве рукописей к нему приложена проповедь Алкуина о кончине святого). Бóльшую часть сведений Алкуин заимствовал из сочинений Сульпиция Севера, но использовал также труды Григория Турского. В проповеди Мартин представлен как просветитель Галлии, один из тех «наставников», которых Христос послал на землю для проповеди христианства. Алкуин вкратце излагает основные события из жизни святого и избранные чудеса (милостыня Мартина и явление ему Христа; несостоявшаяся битва с варварами; знакомство со святым Иларием; обращение разбойника; встреча с сатаной, обещавшим всегда преследовать святого; воскрешение катехумена и др.). После пространного перечисления добродетелей Мартина говорится о его миссионерской деятельности и разрушении языческих капищ, об исцелениях и экзорцизмах, о видениях и пророчествах святого. Проповедь в день памяти Мартина (11 ноября) начинается с краткой похвалы; дальше говорится о дарах чудотворения и пророчества, которыми обладал святой. Кончина и погребение Мартина описываются в соответствии с третьим письмом Сульпиция Севера; в конце проповеди упоминается о церкви, построенной епископом Перпетуем над чудотворной гробницей святого.

 



 
PR-CY.ru