МАРТИН

МАРТИН (316/317 или 336/337 – 397 гг.) – епископ города Туроны (ныне Тур, Франция), святой (память в Западной церкви 11 ноября), считается основоположником западного монашества. Важнейший источник сведений о Мартине – сочинения галльского аристократа Сульпиция Севера (около 360 – около 420 гг.), обратившегося к аскезе и служению Богу (conuersio), скорее всего, как полагают исследователи, в 394 или 395 г. На «обращение» Сульпиция Севера повлиял его друг Меропий Понтий Павлин (около 353/355 – 431 гг.), который раньше стал аскетом и поселился в Ноле (Италия). Исследователи полагают, что благодаря Меропию Понтию Павлину, Сульпиций Север узнал о Мартине и отправился в Туроны, чтобы познакомиться с епископом – подвижником и чудотворцем. Мартин посоветовал Сульпицию Северу поступить по примеру Меропия Понтия Павлина, который отрёкся от мира и последовал за Христом, чтобы исполнить Его завет. Встреча с Мартином произвела глубокое впечатление на Сульпиция Севера, который стал «если не монахом в нашем понимании этого слова, то, по крайней мере, “слугой Божьим”». На вилле Примулиак, находившейся в Аквитании, между Толозой (ныне Тулуза) и Нарбоной (ныне Нарбон), Сульпиций Север основал аскетическую общину. Несмотря на призывы Меропия Понтия Павлина, он не пожелал полностью отказаться от имущества и покинуть родные края, пытаясь совмещать аскетические практики с образом жизни аристократа и интеллектуала. Благодаря его связям Примулиак стал местом встреч галльской знати с представителями монашества, главным образом, с учениками Мартина, а Сульпиций Север, занявшись «своего рода литературным апостолатом», пропагандировал аскетический образ жизни и принимал активное участие в спорах между церковными иерархами. Значительная часть его сочинений посвящена Мартину, которого Сульпиций Север считал идеальным подвижником и служителем церкви, противопоставляя его личность большинству галльских епископов и клириков. Исследователи отмечают, что почти все труды Сульпиция Севера отличаются полемической заострённостью. Он обвинял епископов в нравственном разложении и сервилизме, называл их ненавистниками праведных служителей Бога, использовавшими любые средства, чтобы подавить аскетическое движение. В сочинениях Сульпиций Север предстаёт как сложный человек, склонный к меланхолии и пессимистично воспринимавший действительность, агрессивный ригорист, не признававший компромиссов и увлечённый борьбой за свои идеалы. Его язвительные нападки на церковную иерархию доходили до антиклерикализма. Представления Сульпиция Севера об элитарности аскетического подвига были связаны с его происхождением и воспитанием: он презрительно относился к незнатным и необразованным людям, распространяя это отношение на своих противников из духовного сословия. «Жизнь Мартина» была написана Сульпицием Северо, скорее всего, как полагают исследователи, в 396 г., до кончины святого. К тому времени, когда Сульпиций Север получил весть о смерти Мартина (ноябрь 397 г.), он уже завершил составление текста. Высказывалось мнение, что сочинение, в котором Мартин прославляется как подвижник и чудотворец, не могло быть опубликовано при жизни святого.

 



 
PR-CY.ru