МАРТИН - Страница 16

Таким образом, пролог с посвящением епископу Перпетую первоначально относился лишь к последней книге поэмы. Другие исследователи считали, что Павлин из Петрокорики до знакомства с Перпетуем составил первые три книги; впоследствии епископ предоставил ему «Диалоги» и описания чудес для завершения труда. В поэме Павлина из Петрокорики Мартин изображён как идеальный епископ, чудотворец, покровитель города Туроны и всей Галлии. Поэт стремился сгладить противоречия между Мартином и галльскими церковными иерархами, которые подчёркивал Сульпиций Север, и в то же время представить конфликты святого с императорами как свидетельство превосходства духовной власти над светской. Святой спас Туроны во время нашествия гуннов и помог римскому военачальнику Эгидию, осаждённому вестготами в Арелате в 458 г. Таким образом, хотя светские власти были неспособны защитить страну, её жители находились под покровительством святого. Прославляя Мартина как «апостола Галлии», Павлин из Петрокорики делает акцент на епископском служении святого, который опекал свой город и всю страну не только при жизни, но и после смерти. Туроны, «город Мартина» («urbs Martini»), представлены как «галльский Иерусалим». В последних строках поэмах, обыгрывая имя епископа Перпетуя, поэт писал, что «город Туронов вечно радуется предстоятелю Мартину» ("Perpetuo urbs Turonum Martino antistite gaudet"). Павлин из Петрокорики утверждал, что святой духовно присутствовал в Туронах, где находилась его чудотворная гробница. Важное место в поэме занимает тема чудес, особенно исцелений: поэт неоднократно взывает к святому с просьбой о помощи и заступничестве. Базилика, построенная епископом Перпетуем над могилой Мартина, была украшена изображениями сцен жизни и чудес, к которым по просьбе епископа Павлин из Петрокорики и Сидоний Аполлинарий составили стихотворные надписи. Подобные надписи были размещены также в келье Мартина в Большом монастыре (Мармутье), ставшей местом паломничества. В составе «Мартинелла» сохранились тексты четырёх надписей из Большого монастыря, 12 – из базилики и одна, как полагают исследователи, из оратория, примыкавшего к этому храму. Хотя в рукописях отсутствуют имена авторов, Павлин из Петрокорики и Сидоний Аполлинарий упоминали о своём участии в создании стихотворных надписей для базилики, построенной епископом Перпетуем. Тексты были вырезаны на мраморных плитах, фрагмент одной из которых был найден при раскопках. Надписи из Большого монастыря, как полагают исследователи, были составлены неким монахом до эпохи Перпетуя. В этих надписях Мартин прославляется как истинный подвижник, «воитель Господа» («uere bellator Domini»), «блаженный отшельник» («felix eremita»), «святой и чистый епископ» («sanctus purusque sacerdos»). Подчёркивается строгий аскетический образ жизни святого, о котором свидетельствовали скромная келья, ложе из праха и вретища, камень вместо подушки. В надписях из базилики о Мартине говорится, прежде всего, как о чудотворце и заступнике перед Богом; в стихотворении, размещённом над гробницей святого, он назван исповедником, мучеником и апостолом.

 



 
PR-CY.ru