МАРТИН - Страница 19

Многие описанные чудеса произошли в базилике Мартина в Туронах, особенно в дни памяти святого (4 июля и 11 ноября), когда в храме собирались паломники; некоторые из чудес Григорий Турский засвидетельствовал лично. По словам епископа, он неоднократно испытывал на себе целительную силу Мартина: святой избавил его от дизентерии, лихорадки, опухолей, головной и зубной боли. Ещё в 563 г., когда Григорий Турский был диаконом в Арверне (ныне Клермон-Ферран), вместе с другими клириками он совершил паломничество в Туроны, где епископом был его двоюродный дядя Евфроний (556–573 гг.), чтобы получить исцеление от опасной болезни. В эпилоге второй книги Григорий Турский обращается к святому с просьбой избавить его от дурных мыслей, освободить его от стремления к роскоши и от других пороков. Несмотря на то что Мартин в «Книгах о чудесах...» представлен, главным образом, как чудотворец, Григорий Турский подчёркивал, что святой дал пример праведной жизни для всех христиан. Люди, обращавшиеся к нему за помощью, нуждались не только в физическом, но и в духовном исцелении, т.к. их болезни нередко были следствием грехов (неверие, нарушение церковной дисциплины, оскорбление святого и др.). В нравоучительных комментариях к отдельным эпизодам Григорий Турский указывал на необходимость покаяния и веры в целительную силу Бога и помощь Мартина. Узнавая о жизни и чудесах Мартина, люди получали возможность «спасти душу и исправить жизнь» («pro salute animae et uitae correctione»). Григорий Турский упоминает некоторые чудеса Мартина, описанные Сульпицием Севером, которые были известны паломникам: явление Христа, одетого в половину плаща, которую Мартин отдал нищему; воскрешение усопшего; исцеление прокажённого; благословение масла, получившего целительную силу. Эти сцены были изображены на стенах туронской соборной церкви и базилики Мартина. По мнению исследователей, иконография оказала влияние на описания внешности святого в рассказах о его явлениях: Мартина чаще всего представляли как улыбающегося седого старика в одежде епископа или клирика. Григорий Турский приводит сведения о Мартине, не известные более ранним агиографам; их достоверность исследователям трудно определить, но некоторые из них были заимствованы из устной традиции. Так, со ссылкой на рассказы стариков Григорий Турский приводит легенду о том, что Мартин отказался от намерения посетить Арверн, когда узнал, что местная знать приготовила ему пышную встречу. В сочинениях Григория Турского упоминается о церквах, якобы основанных Мартином, и о местах, связанных с событиями из его жизни. Так, в память о чудесах святого были построены оратории в Амбианах (ныне Амьен) и в Паризиях (ныне Париж). Согласно Григорию Турскому, о кончине Мартина чудесным образом узнали его современники: святой Северин, епископ Колонии (ныне Кёльн), и святой Амвросий Медиоланский. Исследователям неясно, насколько достоверны сведения о молитве Мартина на могиле епископа Катиана (Гатиана) в Туронах, а также описание перенесения мощей и погребения святого. Ссылаясь на письменные источники и устные предания, Григорий Турский упоминал о галльских подвижниках, которых считали учениками Мартина. Степень достоверности этих сведений исследователям трудно определить. По свидетельству Григория Турского, в Туронах хранился сапфировый кубок (patena colore sapphirino), якобы подаренный святому императором Максимом (ему приписывали целительные свойства), а также реликвии мучеников, которые Мартин якобы получил от Амвросия Медиоланского.

 



 
PR-CY.ru