МАРТИН - Страница 18

Среди стихотворений Венанция Фортуната, посвящённых Мартину, – «Стихи для комнаты, где св. Мартин одел нищего», стихотворения «Для туронской церкви, обновлённой епископом Григорием» (подписи-эпиграммы к сценам жизни и чудес Мартина, изображённым в соборном храме) и «К королю Хильдеберту и королеве Брунхильде в честь дня памяти св. Мартина, понтифика Туронского». Образ Мартина занимал важное место в творчестве Григория Турского (епископа Туронского в 573–594) гг., который считал святого своим покровителем и во многом способствовал широкому распространению его культа. В «Истории франков» Мартин представлен как просветитель Галлии, его деятельность рассматривается в контексте божественного плана спасения человечества. Повествованием о кончине Мартина завершается первая книга сочинения, которая начинается с сотворения мира (составлена, как полагают исследователи, около 576 г.). Григорий Турский использовал образ святого в политических целях, пытаясь укрепить позиции церковной иерархии в королевствах Меровингов, упрочить своё положение как преемника Мартина и даже как «представителя» святого в отношениях с франкскими королями и аристократами. В качестве епископа Туронского Григорий считал себя хранителем гробницы Мартина, главной святыни Галлии. Венанций Фортунат, который знал о важности образа Мартина для Григория Турского, призывал епископа подражать святому в совершении добрых дел. По мнению поэта, Мартин поручил Григорию опекать свою паству, которую оба епископа совместно «вели по цветущим Христовым лугам». Важнейший источник сведений о почитании Мартина – составленное Григорием Турским сочинения «Книги о чудесах святого епископа Мартина». В четырёх книгах этого сочинения содержатся 267 эпизодов, главным образом, описаний исцелений по молитве к Мартину. Григорий Турский решил записывать чудеса святого после того, как во сне ему явилась мать и убедила его продолжить труды Сульпиция Севера, Павлина из Петрокорики и Венанция Фортуната. Исследователи полагают, что он приступил к работе вскоре после возведения на епископскую кафедру (573 г.) и впоследствии неоднократно дополнял сочинение новыми эпизодами. Исследователи предполагают, что книги первая и вторая были завершены между ноябрём 580 г. и ноябрём 581 г., третья – в 586–588 гг. Последний эпизод, который исследователи готовы датировать, относится к 4 июля 593 г. Книга 4, по мнению исследователей, осталась незавершённой. Сведения о почитании Мартина содержатся и в других агиографических сочинениях Григория Турского – в «Славе мучеников», «Славе исповедников» и «Житии отцов». «Книги о чудесах...» фактически представляют собой, по мнению исследователей, современную событиям хронику чудес Мартина, совершённых в 570–590 гг. В предисловии Григорий Турский указывает на тот факт, что чудеса, которые Мартин творил при жизни, он продолжает совершать и после смерти, главным образом, у своей гробницы. Таким образом, чудеса, которые происходят в настоящее время, свидетельствуют об истинности чудес, совершавшихся в прошлом. «Книги о чудесах...» открываются сообщениями о предшественниках Григория Турского – Сульпиции Севере и Павлине из Петрокорики (он смешивается с Павлином Ноланским; Григорий Турский приводит пересказ чудес из шестой книги «Жития Мартина», составленной Павлином).

 



 
PR-CY.ru