МАРТИН - Страница 36

Однако в рукописях, происходящих из монастыря Гроттаферрата, сохранились песнопения Мартину: кондак, составленный Павлом Гроттаферратским, анонимный канон без акростиха второго гласа, ирмос (начало: «Трапезу радости божественного иерарха»), иной анонимный канон с акростихом «Песнями почитаю, Мартин, твои подвиги» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «К мученикам присоединившись, мученическим страданием подвиг совершив»); седален. Древнейшее сохранившееся изображение Мартина представлено на мозаике VI в. в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, в нижнем ярусе на южной стене центрального нефа. Святой возглавляет процессию мучеников, направляющуюся к восседающему на престоле Спасителю. Главенствующее положение Мартина в композиции связано с его саном и функцией небесного покровителя этого храма, освящённого в его честь в 560 г. архиепископом Равенны Агнелом. Его облачение отличается от одежд следующих за ним мужей, поверх белой тоги надет коричневый плащ, напоминающий фелонь. Волосы и борода у Мартина седые и короткие. В Минологии императора Василия II (первая четверть XI в.) миниатюра с портретом Мартина представляет его молящимся за умирающего человека, вокруг которого стоят в чрезвычайном волнении близкие. На Мартине серый хитон-подризник с длинными рукавами, коричневая фелонь, белый омофор, конец которого за спиной спускается почти до земли. Епископ поднимает руки в молении, он сед, у него короткие волосы и округлая борода. В минологиях образ Мартина встречается редко: например, стоящая фигура – в лицевом Минологии с Евангелием (третья четверть XI в.), в настенном Минологии в притворе Дечанского монастыря (около 1350 г.) под 12 ноября, рядом с Феодором Студитом. У Мартина тёмные с проседью короткие волосы и борода; на нём белое одеяние, пурпурно-сиреневая фелонь, омофор, золотые епитрахиль и палица, на покровенной омофором левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Как изображение Мартина может быть атрибутирован поясной портрет в нижнем клейме четырёхчастной миниатюры в лицевом Минологии деспота Димитрия Палеолога (1322–1341 гг.). Фигура Мартина в одеждах латинского епископа XII в. исследователи встречают на иконах, написанных в мастерских Латинского королевства в Иерусалиме, как на иконе из монастыря великомученицы Екатерины на Синае с изображениями избранных святых. Изображение Мартина есть в житийных циклах других святых, например, Амвросия Медиоланского, чудесным образом присутствовавшего при его погребении (панель Золотого алтаря, около 840 г., базилика Сант-Амброджо, Милан; деталь мозаики XII в. в апсиде алтаря в том же храме). В изобразительном искусстве Западной церкви приобрёл чрезвычайную популярность сюжет о том, как Мартин разделил свой плащ с нищим. Святого изображают молодым всадником в богатом одеянии или воинском облачении (картина кисти Эль Греко, 1597–1599 гг., Национальная галерея, Вашингтон). На современных иконах он по образцу древних отцов церкви представлен с непокрытой головой, в фелони с омофором, с короткими седыми волосами и бородой.



 
PR-CY.ru