МАРТИН - Страница 15

Несмотря на то, что агиографы заимствовали почти все сведения о Мартине из сочинений Сульпиция Севера, они творчески подходили к своей задаче, пытаясь изменить образ святого, созданный автором его первого жизнеописания. Выделяя те или иные особенности личности и деятельности святого (истинный последователь Христа, защитник православной веры, пионер аскезы и монашества), по-разному расставляя акценты в повествованиях, они стремились создать такие образы Мартина, которые соответствовали представлениям, господствовавшим среди церковных деятелей и мирян в определённую эпоху. Исследователи указывали на изменчивость и многоликость образов святого, получивших отражение в агиографических сказаниях. Литературное наследие Сульпиция Севера, положенное в основу новых сказаний о Мартине, было не единым литературным произведением, но, скорее, корпусом текстов, который мог дополняться новыми сочинениями. Из множества произведений о Мартине средневековые агиографы выделяли труды четырёх авторов, которых они уподобляли евангелистам: Сульпиция Севера, Павлина из Петрокорики (его смешивали с Павлином Ноланским), Венанция Фортуната и Григория Турского. Труды других авторов считались менее авторитетными. Создание агиографических произведений о Мартине было связано с укреплением почитания святого при епископе Перпетуе, занимавшем Туронскую кафедру в 461–491 гг. или в 458/459 – 488/489 гг. По заказу епископа галльский поэт Павлин из Петрокорики составил стихотворное «Житие Мартина». Поэма открывается прологом, адресованным епископу Перпетую, который предоставил автору «прекрасную историю деяний и чудес святого апостольского учителя и господина» для переложения на стихи. В начале поэмы говорится о том, что Бог послал Мартина в Галлию для распространения и укрепления христианской веры; святой прославился чудесами и стал небесным покровителем людей, которых он обратил ко Христу. В трёх книгах поэмы Павлин из Петрокорики пересказывает «Жизнь Мартина» (в первой книге описываются деяния святого до его возведения на кафедру, во второй книге – чудеса, совершённые им во время епископского служения, в третьей книге – его борьба с демонами и противостояние императорам). Следуя повествованию Сульпиция Севера, Павлин из Петрокорики делает лишь незначительные отклонения. Так, он исключает из поэмы «сомнительные» детали – пророчество о скором явлении антихриста и эпизод с нападками Брикция. В четвёртой и пято книгах поэмы, пересказывая второй и третий диалоги Сульпиция Севера, Павлин из Петрокорики допускает больше вольностей: он не всегда соблюдает последовательность эпизодов, включает в текст авторские отступления. В шестой книге изложены посмертные чудеса Мартина, описания которых были собраны по указанию Перпетуя. По мнению большинства исследователей, Павлин из Петрокорики составил поэму по просьбе епископа Туронского, который предоставил ему тексты Сульпиция Севера и описания чудес Мартина. Согласно другой версии, Павлин из Петрокорики приступил к созданию поэмы по собственной инициативе. Только после завершения первых пяти книг епископ узнал об этом произведении и послал поэту составленные им описания чудес, которые Павлин из Петрокорики также версифицировал и добавил к поэме в качестве шестой книги.

 



 
PR-CY.ru