МАРТИН - Страница 17

Как полагают исследователи, к VI в. относится анонимная проповедь в день памяти Мартина; в неё включён панегирик городу Туроны, освящённому пребыванием Мартина и местонахождением гробницы святого, ставшего заступником за его жителей. Туроны, как «святой город», уподоблены Риму. Основной корпус агиографических сказаний о Мартине окончательно сформировался в последней трети VI в., когда Венанций Фортунат составил новое стихотворное Житие святого, а Григорий Турский – пространное описание чудес. «Житие Мартина», созданное между 573 и 576 гг., – исследователи называют самым крупным поэтическим произведением Венация Фортуната. Поэма, написанная дактилическим гекзаметром, состоит из четырёх книг (2243 строки): в первой и второй книгах пересказывается «Жизнь Мартина», книги третья и четвёртая – парафраз «Диалогов» Сульпиция Севера. Исследователи определяли произведение Венанция Фортуната, созданное под влиянием латинских эпических парафразов Нового Завета, как «агиографический эпос». Житие открывается прозаическим предисловием, согласно которому поэма была написана по просьбе Григория Турского (как полагают исследователи, вскоре после его возведения на епископскую кафедру в 573 г.). Григорий Турский, ценитель поэзии, попросил Венанция Фортуната переложить на стихи описания чудес Мартина, к составлению которых приступил примерно тогда же, однако этот замысел не был осуществлён. Другое предисловие, поэтическое, адресовано святой Радегунде, основательнице монастыря Святого Креста в Пиктавии (ныне Пуатье), и Агнесе, аббатисе этого монастыря, которые оказывали покровительство Венанцию Фортунату. Поэт, в основном, следует повествованию Сульпиция Севера, но сокращает некоторые эпизоды или заменяет их краткими упоминаниями о том или ином событии (сокращения коснулись, в основном, юности Мартина, его жизни до епископского рукоположения и описания его аскетического образа жизни). Основное внимание уделено чудесам святого. Венанций Фортунат представляет Мартина, прежде всего, как образцового епископа и могущественного чудотворца, «сенатора Христа» и члена Божьей свиты. В поэме мало авторских отступлений и дополнений. Эпизоды, почти лишённые риторических украшений, в которых лаконичное повествование ведётся в технике percursio (беглый сокращённый нарратив), совмещаются с более пространными фрагментами, где описание чудес представлено в виде нравоучительной проповеди, завершённой кратким резюме. Исследователи отмечают, что важное место в поэме занимает тема странствий: повествование метафорически изображается как опасное путешествие; странствия – объединяющий мотив в описании жизни Мартина; в заключение поэмы Венанций Фортунат описывает воображаемое путешествие его книги из Галлии в Италию, откуда происходил поэт. Исследователи сравнивали последовательность сменяющих друг друга эпизодов с движением паломника по базилике, на стенах которой изображены сцены жизни и чудес святого.

 



 
PR-CY.ru