«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 20

Во время предначинательного псалма священник читает светильничные молитвы (согласно русской традиции, начиная с четвёртой, поскольку первая, вторая и третья зарезервированы для последующих священнодействий; греческая традиция в этом отношении менее регламентирована – молитвы могут быть произнесены как здесь, так и при чтении кафизмы). Возглас мирной ектении является возгласом первой из светильничных молитв, поэтому в последних русских изданиях Служебника она на месте расположения этой ектении и находится; в греческих и более ранних изданиях эта молитва может помещаться и сразу после своего возгласа, и просто в ряду других светильничных молитв. Кафизма на «Литургии Преждеосвящённых Даров» практически всегда – восемнадцатая (Пс. 119–133), или, по её первым словам – «Ко Господу…». Согласно современному Типикону, лишь на пятой седмице Великого поста на «Литургии Преждеосвящённых Даров» должна исполняться иная кафизма (в понедельник и вторник, если по каким-то причинам в эти дни будет совершаться «Литургия Преждеосвящённых Даров», десятая и девятнадцатая, в среду – седьмая, в четверг – двенадцатая); если же на четверг пятой седмицы придётся праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «Литургия Преждеосвящённых Даров» в среду этой седмицы должна совершаться вообще без кафизмы. Кафизма исполняется торжественным образом: с провозглашением малой ектении после окончания каждой из трёх частей кафизмы (аналогично первой кафизме «Блажен муж» на всенощном бдении под воскресенье). Во время кафизмы священник поставляет Преждеосвящённый Хлеб на дискос, наливает в чашу вино и воду и покрывает приготовленные Дары покровцами и воздýхом – без тех стихов, что произносятся в конце проскомидии на полной литургии (так в печатных изданиях; в рукописях стихи могут как сохраняться, так и преднамеренно опускаться). В русской практике этому предшествует торжественная церемония перенесения Преждеосвящённого Хлеба со святого престола на жертвенник (согласно Служебнику, Преждеосвящённые Дары должны храниться в артофории (слав. – «хлебоносец») на жертвеннике, но на практике они хранятся на святом престоле на отдельном дискосе, под специальным колпаком): во время первого антифона кафизмы священник, совершив земной поклон, распростирает антиминс, поставляет на него пустой дискос (если «Литургия Преждеосвящённых Даров» совершается на последнем из оставшихся Преждеосвящённых Хлебов, то используется тот дискос, на котором они хранились), снимает колпак с дискоса с Преждеосвящёнными Хлебами и переносит один из Хлебов на пустой дискос (обычно не своими пальцами, а при помощи копия и лжицы), поставляя его печатью кверху. После земного поклона произносится малая ектения, священник читает вторую светильничную молитву, и начинается второй антифон кафизмы. Во время второго антифона совершается троекратное каждение вокруг святого престола (если священник служит с диаконом, тот предходит со свечой; до и после каждения, как правило, делается земной поклон). Затем следуют малая ектения, третья светильничная молитва и третий антифон кафизмы.

 



 
PR-CY.ru