«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ»

«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» (или «Литургия Григория Двоеслова») – чин, заменяющий собой полную евхаристическую литургию в будние дни Великого поста (а в древности – и в некоторые другие дни). В отличие от полной литургии в чине «Литургии Преждеосвящённых Даров» отсутствует анафора, т.е. главная молитва таинства евхаристии. Тем не менее, «Литургии Преждеосвящённых Даров» сохраняет другие важные аспекты евхаристического богослужения: собрание христианской общины вместе (таким образом, «Литургии Преждеосвящённых Даров» является общественным богослужением, а не частной требой; уже одним этим она отличается от практик, с которыми её ошибочно смешивали некоторые исследователи: келейного самопричащения, некогда принятого у аскетов, причащения больных на дому и проч.); преломление евхаристического Хлеба – освящённого не за «Литургией Преждеосвящённых Даров», а заранее, за полной литургией; совместное причащение верующих. В устоявшейся литургической терминологии «Литургия Преждеосвящённых Даров» – это не только обозначение особого типа общественного богослужения, включающего совместное причащение верующих освящёнными заранее Дарами, но и наименование конкретного литургического формуляра, содержащегося в православных Служебниках. Однако в древности «Литургия Преждеосвящённых Даров» как особый тип общественного богослужения была известна не только в ареале распространения константинопольской традиции: аналогичные чины существовали в Палестине, Сирии, Египте и Нубии, а также на Западе. К настоящему времени за пределами православной (и копирующей её униатской) богослужебной традиции собственный чин «Литургии Преждеосвящённых Даров» на Востоке сохраняется только в Маланкарской церкви в Индии (находится в общении с Сиро-яковитской церковью; существует также католическая униатская иерархия маланкарской традиции). У сиро-яковитов чин «Литургии Преждеосвящённых Даров» не совершается, но его текст хорошо известен в рукописях и даже включён в состав сиро-католической редакции сиро-яковитского Служебника, изданной в Шарфе в 1922 г. У маронитов этот же чин совершался до XVIII в. и был официально оставлен по решению Собора в Лувайзе в 1736 г. В католической богослужебной традиции, а также у англикан (не повсеместно) аналогию «Литургии Преждеосвящённых Даров» составляет традиция причащения Преждеосвященными Дарами в Великую пятницу – соответствующее богослужение может обозначаться как «месса Преждеосвящённых [Даров]» («Missa Praesanctificatorum)». Исследователи также отмечают, что в католической среде очень распространена практика, когда за всякой мессой освящённую гостию полностью потребляет священник, а мирян причащают заготовленными заранее облатками, освящаемыми сразу в большом количестве в удобный для священника день и затем расходуемыми по мере необходимости на протяжении нескольких дней или недель (типологически это напоминает исследователям «Литургию Преждеосвящённых Даров»). Отдалённой параллелью к «Литургии Преждеосвящённых Даров» исследователи также считают восточно-сирийскую практику добавления «святой закваски» в тесто для изготовления просфор (см. ст. Восточно-сирийский обряд).

 



 
PR-CY.ru