«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 21

Совершив земной поклон, священник поднимает со святого престола дискос с Преждеосвящённым Хлебом и, обходя святой престол против часовой стрелки, переносит его на жертвенник. Диакон, если он есть, предшествует ему со свечой и кадилом. Поставив дискос на жертвенник, священник совершает вышеописанное приготовление Даров, в конце которого вместо молитвы проскомидии произносит лишь «Молитвами Отец наших» и делает земной поклон. Кафизма заканчивается, и произносится последняя малая ектения. Каждение на «Господи, воззвах» одновременно является каждением в конце приготовления Даров – аналогично каждению в конце проскомидии на полной литургии. Стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на десять, подобно вечерне воскресного дня (в субботу вечером). На «Господи, воззвах» должны исполняться шесть стихир Триоди: сначала самогласен (дважды; если самогласнов два, то каждый единожды) и мученичен – со стиховны, которая при совершении «Литургии Преждеосвящённых Даров» отменяется, – затем три подобна. После стихир Триоди поются четыре стихиры Минеи (из службы наступающего дня, а если «Литургия Преждеосвящённых Даров» служится в честь полиелейного праздника, то из службы уходящего дня, т.е. этого праздника; накануне Благовещения мученичен опускается, а из Минеи берутся не четыре, а шесть стихир). В конце исполняются славник, если есть, и богородичен. Для дней, когда «Литургия Преждеосвящённых Даров» должна быть в любом случае (сред и пятниц и т.д.), Триодь ради удобства включает самогласен в число стихир на «Господи, воззвах», ещё до подобнов. Но если «Литургия Преждеосвящённых Даров» совершается ради полиелейного праздника в понедельник, вторник или четверг, уставщик должен самостоятельно перенести самогласен с мученичном со стиховны на «Господи, воззвах» (и наоборот – на вечерне в день, когда «Литургия Преждеосвящённых Даров» предусмотрена уставом, но по каким-то причинам не может быть совершена, самогласен с мученичном поётся не на «Господи, воззвах» (где они напечатаны в Триоди), но на стиховне). В особых случаях вместо стихир Минеи исполняются стихиры триодных памятей: в пятницу первой седмицы Великого поста – великомученика Феодора Тирона, в субботу пятой седмицы – Акафиста, шестой седмицы – Лазаревой субботы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы – стихиры этих дней. В среду пятой седмицы Великого поста, на вечерне накануне утрени с Великим каноном Андрея Критского, вместо стихир Минеи исполняются 24 стихиры Великого канона (таким образом, в этот день на «Господи, воззвах» вместо десяти исполняются тридцать стихир). Вечерню в составе «Литургии Преждеосвящённых Даров» увенчивают вход с кадилом (если на литургии будет читаться Евангелие, т.е. на Страстной седмице и при совершении «Литургии Преждеосвящённых Даров» в полиелейные праздники, вход совершается с Евангелием), после которого поётся гимн «Свете тихий», и чтение парамий. Паремии на вечернях Великого поста (включая «Литургию Преждеосвящённых Даров») в седмицы с первой по шестую выбраны из книг «Бытия» и «Притчей», на Страстной седмице – из книг Исхода и Иова. Изначально идея систематического чтения Ветхого Завета за службами Великого поста была связана с традицией оглашения, но константинопольский подбор конкретных паремий для этих служб, сохраняемый доныне, был, как полагают исследователи, осуществлён в VII в. уже не для огласительных, а для иных целей.

 



 
PR-CY.ru