«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 16

Гораздо реже в рукописях формуляра «Литургии Преждеосвящённых Даров» присутствуют следующие молитвы: протесиса (по покровении дискоса и чаши на «Литургии Преждеосвящённых Даров»), священника о своём недостоинстве перед великим входом (аналогичная молитве «Никтоже достоин» из полной литургии) и до и после причащения. Помимо текстов, произносимых священнослужителями, формуляр «Литургии Преждеосвящённых Даров» содержит уставные рубрики (до XIV в. в большинстве случаев очень лаконичные), содержащие упоминания псалмов, библейских чтений и песнопений этой литургии. Изначально «Литургия Преждеосвящённых Даров» в кафедральном богослужении Константинополя соединялась с вечерней по чину «песненного последования», однако в подавляющем большинстве рукописей при перечислении элементов вечерни в начале «Литургии Преждеосвящённых Даров», она описывается согласно палестинскому Часослову, т.е. монастырским студийским и Иерусалимскому уставам. Лишь два списка (рубеж IX и X вв. и XII в.) сохранили порядок соединения «Литургии Преждеосвящённых Даров» с вечерней согласно «песненному последованию»; ещё в одной рукописи (XII в.) вечерня открывается Пс. 103 (как в палестинском Часослове), за которым, однако, следуют антифоны «песненного последования». По крайней мере, с XIV в. получили распространение диатаксисы «Литургии Преждеосвящённых Даров» – уставные указания о порядке совершения литургии, дополняющие текст Евхология и письменно фиксирующие принятый порядок совершения священнодействий, ранее передававшийся изустно. Помимо наименования «чин по порядку» эти тексты часто озаглавлены как «толкование» (однако толкованием в значении раскрытия внутреннего смысла текстов и священнодействий они не являются). Поначалу они существовали независимо от формуляра «Литургии Преждеосвящённых Даров» (ранний пример такого диатаксиса содержится в Типиконе XIV в.). Однако они быстро вошли в состав Евхология, помещаясь в нём сначала как приложение к формуляру «Литургии Преждеосвящённых Даров» (например, в Евхологии 1426 г.), а затем уже как преамбула к нему (очевидно, по аналогии с формулярами полной литургии, предваряемыми главой о порядке совершения проскомидии). Современные издания «Литургии Преждеосвящённых Даров» сохраняют тот же порядок: краткий диатаксис, за которым следует полный формуляр «Литургии Преждеосвящённых Даров». В Служебнике РПЦ, его переводах и копирующих его изданиях других поместных церквей между диатаксисом и формуляром «Литургии Преждеосвящённых Даров» помещена дополнительная статья. Существуют издания (не полного Служебника, а одной «Литургии Преждеосвящённых Даров» либо «Литургии Преждеосвящённых Даров» и некоторых великопостных служб), где все три статьи сведены в единый текст.

 



 
PR-CY.ru