«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 11

Вместо вечернего времени он вместе с предваряющими его службой чтений и поклонением Кресту стал традиционно совершаться с утра. Также распространилась традиция приносить Преждеосвящённую гостию с торжественной процессией и пением гимна (как правило, посвящённой Кресту песни «Vexilla regis»). Схожим с католиками образом служба Преждеосвящённых могла совершаться и у англикан вплоть до XX в., но не повсеместно, а лишь в «высокой Церкви». В 1955 г. по решению папы Пия XII была проведена реформа всех служб пасхального тридуума, коснувшаяся и чина «мессы Преждеосвящённых». Она вновь (как и в древности) стала совершаться в вечернее время, и не только предстоятель, но и миряне получили возможность причащаться за этим богослужением. Одновременно из чина были полностью исключены какие-либо упоминания о чаше (включая молитвы при её поставлении на алтарь), что окончательно закрыло вопрос о её освящении, и причащение стало преподаваться исключительно под одним видом. Сходный чин, но с причащением под двумя видами изложен (в качестве одного из возможных вариантов совершения службы в Великую пятницу) в современных англиканских литургических изданиях. Не связанная с богослужением Великой пятницы латинская традиция причащения Преждеосвящёнными Дарами засвидетельствована в анонимном монашеском уставе «Regula magistri» («Правила учителя») VI в. Здесь подробно описан порядок ежедневного причащения насельников монастыря после окончания службы девятого часа (здесь это аналог вечерни; ежедневное причащение в такое время дня указывает на строгое постничество монахов), под двумя видами, без каких-либо специальных молитв, не считая частных. В монашеском уставе Аврелиана, епископа Арльского, составленном между 534 и 542 гг., братии предписывается по воскресеньям и праздникам вместо мессы (согласно этому уставу, она бывает только по особому распоряжению аббата) собираться в третий час дня и совершать краткую службу, состоящую из «Отче наш», пения (вероятно, псалмов) и причащения Преждеосвящённых Даров. Ещё один монашеский устав VI в. (аббатов Павла и Стефана) также предписывает братии причащаться после «Отче наш». Все эти уставы, как полагают исследователи, происходят из монастырей, располагавшихся на юге современной Франции и связанных с бенедиктинским движением. С учётом того, что появившаяся в VIII в. в Риме традиция причащения Преждеосвящёнными Дарами, вероятнее всего, как полагают исследователи, была принесена туда из другого региона (на что указывает первоначальное отсутствие этого священнодействия в папском церемониале), исследователи осторожно предполагают, что она пришла туда вместе с монахами-бенедиктинцами. Впрочем, в более поздних латинских монашеских уставах ежедневное или еженедельное причащение Преждеосвящёнными Дарами уже не упоминается.

 



 
PR-CY.ru