«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 12

Константинопольский чин «Литургии Преждеосвящённых Даров» – единственный непрерывно совершавшийся в православной церкви с доиконоборческого времени вплоть до наших дней. По мнению исследователей, он является безусловным украшением великопостного богослужения: несколько входящих в него уникальных песнопений составляют интересный пласт церковной музыки, а сам он занимает особое место в православном богослужебном предании. В настоящее время «Литургия Преждеосвящённых Даров» бывает только в будние дни Великого поста, однако в древности она могла совершаться и в некоторые другие дни. Так, в древнейшем свидетельстве о константинопольской «Литургии Преждеосвящённых Даров», которое содержится в «Пасхальной хронике», прямо сказано, что херувимская песнь «Ныне силы…» исполняется «не только Великим постом во время входа Преждеосвящённых [Даров], но и в другие дни, когда бы ни случилась [служба] Преждеосвящённых». В Типиконе Великой церкви, описывающем кафедральное богослужение Константинополя IX–XI вв., «Литургия Преждеосвящённых Даров» установлена не только на все будние дни Великого поста, но и на среду и пятницу Сырной седмицы и Великую пятницу (Типикон Великой церкви умалчивает о литургии в Великий понедельник, Великий вторник, Великую среду, но исследователи не сомневаются, что в эти дни тоже совершалась «Литургия Преждеосвящённых Даров»); кроме того, исследователи допускают совершение «Литургии Преждеосвящённых Даров» вообще по средам и пятницам всего года. Согласно Типиконам студийской эпохи (X–XII вв.), поначалу в столичных монастырях «Литургия Преждеосвящённых Даров» совершалась столь же часто, как и в кафедральной практике (хотя о возможности её служения по средам и пятницам всего года эти Типиконы уже не упоминают). Так, в составленном в 1034 г. Студийско-Алексиевском Типиконе, наиболее точно отражающем текст первоначального Студийского Синаксаря, но сохранившемся лишь в славянском переводе, «Литургию Преждеосвящённых Даров» («литургию постную») предписано совершать в среду и пятницу Сырной седмицы, ежедневно в будние дни Великого поста, в Великие понедельник, вторник, среду и пятницу (в сумме это составляет 36 дней в году). Но постепенно в Типиконах студийской традиции начинают появляться указания о полном запрете на совершение какой-либо литургии (в том числе «Литургии Преждеосвящённых Даров») в первые дни Великого поста. Например, в пользовавшемся большим авторитетом во многих византийских монастырях Евергетидском Типиконе второй половины XI в. «Литургия Преждеосвящённых Даров» установлена в те же дни, что и в Студийско-Алексиевском уставе, но за исключением понедельника первой седмицы. В южноитальянском Николо-Казолянском Типиконе 1205 г. сказано, что в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста «Литургия Преждеосвящённых Даров» совершается только при архиерейском богослужении, а в монастырях и, как полагают исследователи, на приходах она не служится. Здесь же уже нет «Литургии Преждеосвящённых Даров» и в Великую пятницу. В афонском Типиконе Георгия Мтацминдели, составленном около 1042 г. на грузинском. языке, «Литургия Преждеосвящённых Даров» не служится в сырную среду и в понедельник, вторник и четверг первой седмицы поста, но в сырную пятницу, в будние дни других великопостных седмиц и в Великую пятницу она всё ещё совершается.

 



 
PR-CY.ru