«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 14

Некоторые современные толкователи устава полагают, что «Литургия Преждеосвящённых Даров» под посвящённые Благовещению памяти должна совершаться только в том случае, если эти дни выпадают на обычные для этой литургии среду или пятницу (или четверг пятой седмицы и т.д.), интерпретируя формулировки в смысле безальтернативного варианта службы при совпадении с днями, обычно не имеющими «Литургию Преждеосвящённых Даров». Однако точно те же формулировки используются и в уставе дней, когда «Литургия Преждеосвящённых Даров» безусловно должна быть: в среду и пятницу первой седмицы поста, в понедельник Страстной седмицы и т.д. Поэтому для исследователей очевидно, что и в случае с благовещенскими празднованиями они имеют в виду не зависимость совершения «Литургии Преждеосвящённых Даров» от дня недели, а те ситуации, когда её невозможно совершить технически (например, из-за отсутствия священника). Данные Типиконов студийской эпохи полностью подтверждают традиционность совершения «Литургии Преждеосвящённых Даров» на вечернях накануне праздника Благовещения (подобно, например, полной литургии на вечернях накануне праздников Рождества Христова и Богоявления) и даже его предпразднества. Даже с повсеместным введением Иерусалимского устава кое-где сохранились локальные традиции совершения «Литургии Преждеосвящённых Даров» чаще, чем указано в этом уставе. Например, в Киево-Печерской лавре до 1930 г. она совершалась во все будние дни Великого поста (кроме понедельника и вторника первой седмицы), что фактически было наследием студийской традиции, но формально объяснялось ежедневным совершением полиелейных служб киево-печерским святым. В происходящем с острова Крит Типиконе 1464 г. исследователи встречают небольшую статью «О чине Божественной литургии, когда [какой] совершается» (эта статья также входит в состав свода правил, ложно приписываемых Константинопольскому патриарху Никифору I Исповеднику, но появившихся не позднее XIV в.). Здесь, в частности, сказано, что «в великом храме» (как полагают исследователи, имеется в виду «Великая церковь», т.е. храм Святой Софии в Константинополе) «Литургия Преждеосвящённых Даров» некогда совершалась и на праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Протоиерей С. Алексопулос готов считать эту информацию достоверной, ссылаясь на то, что на Воздвижение положен пост. Однако аутентичные константинопольские источники её не подтверждают, а пост на Воздвижение был установлен относительно поздно. Скорее, как полагают исследователи, мысль о совершении «Литургии Преждеосвящённых Даров» в день Воздвижения могла появиться у греческого клира, жившего под латинским владычеством (в Типиконе 1464 г. прямо перечисляются западные титулы венецианских правителей Крита) и вошедшего в контакт с латинской богослужебной практикой: совершение у католиков «мессы Преждеосвящённых» после поклонения Кресту в Великую пятницу могло породить ошибочное мнение о совершении также и православной «Литургии Преждеосвящённых Даров» после поклонения Кресту, но не в Великую пятницу (в византийской традиции в этот день поклонения Кресту нет), а на праздник Воздвижения.

 



 
PR-CY.ru