«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 18

Сама по себе эта информация была достаточно корректной (во всяком случае, она имела основания в латинской традиции) и должна была пояснить византийской аудитории, почему латинские христиане служат полную мессу в дни Великого поста, в то время как правила древних Соборов запрещают совершение в эти дни полной литургии. Однако в более поздних редакциях Синаксаря (например, в рукописи XII–XIII вв., которая легла в основу издания Ипполита Делеэ) сообщение о введении папой Римским Григорием I Великим полной литургии в будние дни Великого поста для латинских христиан превратилось (как полагают исследователи, из-за разрыва с ними византийцев) в информацию об установлении им «той литургии, которую мы (византийцы) совершаем в постные дни», т.е. «Литургии Преждеосвящённых Даров». Это – самое раннее упоминание о Григории I Великом (Двоеслове) как создателе «Литургии Преждеосвящённых Даров». Атрибуция «Литургии Преждеосвящённых Даров» противоречит не только историческим фактам, но и традиции византийских литургических комментариев. В пользовавшейся большой популярностью «Протеории» Николая и Феодора Андидских (1050–1060 гг.) утверждается, что по вопросу об авторстве «Литургии Преждеосвящённых Даров» «одни говорят, что она [принадлежит] Иакову, называемому братом Господним, другие – первоверховному апостолу Петру, иные – ещё кому-то» (эта фраза дословно воспроизведена в толковании на литургию Псевдо-Софрония, XII в.). Никита Стифат (XI в.) в своём «Рассуждении против Франков, то есть латинян» приписывал «Литургию Преждеосвящённых Даров» Василию Великому. Живший на рубеже XI и XII вв. митрополит Клавидополя Иоанн, автор антилатинского «Слова об опресноках», также указывал Василия Великого как автора молитв «Литургии Преждеосвящённых Даров». Константинопольский патриарх Михаил II Оксеит (как полагают исследователи, – тот самый источник, откуда в византийской среде распространились сведения о литургических преобразованиях Григория I Великого) называет «Литургию Преждеосвящённых Даров» древним преданием, восходящим ко временам раньше святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, и приписывает одну из молитв «Литургии Преждеосвящённых Даров» Афанасию I Великому. Согласно Фессалоникийскому архиепископу Симеону, «Преждеосвящённая литургия передана [непосредственно] через преемников апостолов…, и мы воистину веруем, что она – от апостолов». На этом основании один из важнейших греческих авторов XVII в., Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара, утверждал, что «Преждеосвящённая литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова». Сходной точки зрения придерживался Никодим Святогорец, включивший опровержение атрибуции Григория I Великого (Двоеслова) в отношении «Литургии Преждеосвящённых Даров» в авторитетный канонический сборник «Пидалион». Поэтому в современной греческой традиции эта атрибуция в целом отвергнута (в частности, имя папы Римского Григория I Великого не упоминается на отпусте «Литургии Преждеосвящённых Даров». В современной русской традиции имя Григория I Великого не используется в заглавии чина (по крайней мере, в стандартных изданиях), но звучит на отпусте этой литургии; в русской старообрядной традиции отпуст «Литургии Преждеосвящённых Даров» произносится без имени Григория I Великого.

 



 
PR-CY.ru