«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 15

Древнейшие сохранившиеся греческие рукописи, содержащие текст «Литургии Преждеосвящённых Даров» константинопольской традиции, – это знаменитый «Евхологий Барберини» конца VIII в., а также фрагменты Евхология из новых синайских находок, рубеж IX и X вв. Общее же число рукописей «Литургии Преждеосвящённых Даров» исчисляется сотнями, если не тысячами, поскольку эта литургия была и остаётся одной из трёх литургий, повсеместно совершаемых в православном мире, что и обусловило её постоянное копирование. Впрочем, подавляющее большинство дошедших до нас списков относится уже к поздне- и поствизантийскому периоду и, как правило, не представляет большого интереса для исследователей с точки зрения истории текста. Достаточно подробный (хотя и не полный) список греческих рукописей «Литургии Преждеосвящённых Даров», прежде всего, древнейших, приведён в монографии протоиерея Стефана Алексопулоса, которая помимо прочего содержит наиболее подробное текстологическое исследование греческого формуляра «Литургии Преждеосвящённых Даров». Для текстологии «Литургии Преждеосвящённых Даров» также имеют значение для исследователей рукописи древних переводов этой литургии на другие языки православного мира: грузинский, арабский, славянский (в частности, текстология древнейших славянских рукописей «Литургии Преждеосвящённых Даров» подробно рассмотрена в работах А.С. Слуцкого и Т.И. Афанасьевой), но исследования, которое на должном уровне обобщало бы данные византийских и переводных рукописей, пока не существует. Ядро формуляра «Литургии Преждеосвящённых Даров» образуют семь священнических молитв: об оглашенных, о готовящихся к просвещению, верных первая и вторая, перед «Отче наш», главопреклонная и благодарственная, а также ряд диаконских ектений (они выписаны в рукописях не всегда, поскольку, очевидно, часто произносились по памяти) и возгласы. В подавляющем большинстве рукописей к этому базовому набору добавлены ещё две или три молитвы: перед возгласом, заамвонная и в скевофилакионе (т.е. молитва после завершения литургии, читаемая перед потреблением Святых Даров). В отличие от первых семи, составляющих неизменное ядро формуляра «Литургии Преждеосвящённых Даров», эти три молитвы в рукописях не всегда совпадают с помещёнными в современных изданиях. Как правило, рукописи содержат кроме молитв собственно «Литургии Преждеосвящённых Даров» ещё и молитвы предваряющей её вечерни: светильничные (количеством от одной до семи), входа (чаще всего используется та же молитва входа, что и на вечерне без «Литургии Преждеосвящённых Даров», но встречаются списки, где она заменена молитвой малого входа из литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста или какой-либо иной) и сугубой ектении.

 



 
PR-CY.ru