«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 13

По наблюдению (как полагают исследователи, верному – протоиерея Стефана Алексопулоса) отмена «Литургии Преждеосвящённых Даров» в некоторые дни Великого поста (и, прежде всего, в начальные дни первой седмицы, а также в Великую пятницу) была связана с желанием подчеркнуть постный характер этих дней и с этой целью полностью устранить вкушение в них пищи или предельно ограничить его. Отсутствие «Литургии Преждеосвящённых Даров» и, следовательно, сугубо постный характер некоторых будних дней Великого поста влекли за собой потенциальное понижение статуса тех праздников годового неподвижного богослужебного круга, которые приходятся на этот период. Поэтому в Типиконах появляются указания о совершении «Литургии Преждеосвящённых Даров» не только в те или иные будние дни поста, но и в даты главных праздников этого времени года – естественно, если они выпадут на будние дни, а не на субботу или воскресенье (когда в любом случае служится полная литургия). При этом, поскольку «Литургия Преждеосвящённых Даров» совершается на вечерне, получается, что вечерня в такие праздники не открывает собой следующий богослужебный день, как обычно, а замыкает день уходящий. Так, в Типиконе Георгия Мтацминдели «Литургия Преждеосвящённых Даров» дополнительно указана на вечерне вечером 24 февраля (ст. ст.; это праздник Обретения честной главы св. Иоанна Предтечи), вечером 9 марта (память сорока мучеников Севастийских), а также на вечерне под праздник Благовещения (вечером 24 марта) и на вечерне в день отдания Благовещения (вечером 26 марта). В южноитальянском Мессинском Типиконе 1131 г. «Литургия Преждеосвящённых Даров» указана только в среды и пятницы Великого поста (на сырной седмице и в Великую пятницу её нет), вечером 24 февраля, 9, 24, 26 марта, а также вечером 23 марта (вечерня предпразднества Благовещения Пресвятой Богородицы) и в четверг пятой седмицы Великого поста ради исполненного ранее в этот же день на утрене Великого канона преподобного Андрея Критского. В древнейших редакциях Иерусалимского устава XI–XII вв. «Литургия Преждеосвящённых Даров» установлена на те же дни, что и в Мессинском Типиконе, за исключением вечеров 23 и 26 марта. Принятый ныне в РПЦ Типикон, представляющий собой позднюю редакцию Иерусалимского устава, предписывает совершать «Литургию Преждеосвящённых Даров» по средам и пятницам Великого поста, а также в четверг пятой седмицы и в Великие понедельник, вторник и среду. В сырные среду и пятницу, а также в Великую пятницу «Литургия Преждеосвящённых Даров» не совершается. Для дней памяти Обретения честной главы святого Иоанна Предтечи и сорока Севастийских мучеников в самый день праздника вечером предписано совершать вечерню с «Литургией Преждеосвящённых Даров». Но если по каким-то причинам «Литургия Преждеосвящённых Даров» не может быть совершена, празднование этим святым должно оканчиваться раньше (на изобразительных), и вечерня в день праздника посвящается уже следующему дню. По тому же образцу совершается богослужение других праздников Минеи, имеющих полиелей, равно как и престольных праздников, в будние дни поста. Типикон упоминает и о «Литургии Преждеосвящённых Даров» вечером 23 марта (вечерня под предпразднество Благовещения) и 24 марта (вечерня под само Благовещение), предлагая два варианта службы: с «Литургией Преждеосвящённых Даров» и без неё.

 



 
PR-CY.ru