«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 17

В древнейших рукописях (равно как и в современных стандартных изданиях) заглавие «Литургия Преждеосвящённых Даров» не содержит указания на конкретного автора её текста. Однако с XII в. имя автора начинает спорадически появляться. Достаточно часто греческие Евхологии XII–XVI вв. называют автором «Литургии Преждеосвящённых Даров» Константинопольского патриарха Германа I, реже (и позже, с XIV в.) возникает имя Епифания Кипрского; еще позднее (с XV в.) в качестве составителя «Литургии Преждеосвящённых Даров» указывается папа Римский Григорий I Великий (Двоеслов); как минимум в двух рукописях XVI в. вместо Григория I Великого (Двоеслова) стоит имя Григория Богослова. Среди славянских рукописей имя патриарха Германа I в качестве автора «Литургии Преждеосвящённых Даров» пока не выявлено, но имя Епифания Кипрского исследователи встречают в ряде списков XIV–XVI вв.; наибольшее же распространение в славянской традиции XV–XVI вв. имела атрибуция «Литургии Преждеосвящённых Даров» Василию Великому. Но в XVI в. чин «Литургии Преждеосвящённых Даров» в славянской традиции был переатрибутирован (исследователи не сомневаются, что под влиянием греческой книжности того времени) Григорию I Великому. Яркое свидетельство этой переатрибуции сохранилось в Служебнике Библиотеки Академии Наук, происходящем из Киевской митрополии, где чин «Литургии Преждеосвящённых Даров» озаглавлен так: «Устав Божественыя службы Прежеосвященныа святаго преподобнаго отца нашего святителя Епифания Кипръска Инии же повед[а]ют [и]зложенне быти ей Акгафаном папа Римскым. И святогорцы поведают Григориа папы Римскаго изложение». А в древнейшем сохранившемся славянском списке «Литургии Преждеосвящённых Даров» в составе Служебника Варлаама Хутынского (Исторический музей, начало XIII в.) лист, содержавший изображение составителя этой литургии, был в позднейшую эпоху изъят (вероятнее всего, как полагают исследователи, потому, что на нём был изображён не Григорий I Великий, а другой святой). В ранних грузинских переводах «Литургия Преждеосвящённых Даров» приписывается Василию Великому; ему же приписана константинопольская «Литургии Преждеосвящённых Даров» (в отличие от палестинской с именем апостола Иакова) в «Диакониконе» XIV в., восходящем к палестинскому протографу XII в. (та же атрибуция известна в мелькитской традиции). Исследователи выдвинули различные предположения относительно причин приписывания «Литургии Преждеосвящённых Даров» папе Римскому Григорию I Великому – латиноязычному автору, не связанному с константинопольской богослужебной традицией. Появлению его имени в рукописях и изданиях «Литургии Преждеосвящённых Даров» предшествовала достаточно длительная агиографическая традиция, начавшаяся с размещения в житийной справке о нём под 12 марта в Синаксаре Великой Константинопольской церкви сведений о том, что он установил в Римской церкви практику совершения полной литургии (т.е. мессы) в будние дни Великого поста. Эта информация отсутствовала в первоначальной редакции Синаксаря, поскольку ряд рукописей её не содержит; равным образом близкий к Синаксарю Минологий Василия II также не упоминает об этом. Но не позднее второй половины XI в. она была добавлена: в частности, вписана в рукопись 1071 г. Источником для появления этой информации послужило, как полагают исследователи, официальное «Разъяснение», данное Константинопольским патриархом Михаилом II Оксеитом (1143–1146 гг.) по запросу императора.

 



 
PR-CY.ru