«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 10

Позднее они были воспроизведены в «Романо-Германском Понтификале» X в. с прибавлением богословского комментария: «Ибо освящается неосвящённое вино освящённым Хлебом» («sanctificat autem vinum non consecratum per sanctificatum panem»). Этот «Понтификал» лёг в основу предназначенного уже и для папского богослужения «Римского Понтификала» XII в., где причащение в Великую пятницу описывается практически так же и с тем же богословским комментарием. Дополнительно здесь предписано, чтобы каждый (как полагают исследователи, речь идёт о клириках) самостоятельно вычитал чин вечерни после окончания «Литургии Преждеосвящённых Даров». «Понтификал» Римской курии XIII в. свидетельствует, что в эту эпоху латинский чин причащения в Великую пятницу претерпел два существенных изменения: во-первых, из текста исключён богословский комментарий об освящении чаши частицей Преждеосвящённой гостии; во-вторых, единственным причастником на этой службе становится предстоятель. В «Понтификале» Вильгельма Дуранда, который этот выдающийся латинский литургист и канонист отредактировал и издал в 1293–1295 гг., содержится аналогичный текст, но с важным замечанием: принимая Тело Христово, предстоятель читает про себя молитвы ко причащению из обычного чина мессы, опуская те их слова, где говорится о Крови Христовой; само причащение из чаши сохранено, но акцент сделан на помещённой в неё частице гостии: «Приняв их (две другие части гости) и пропустив всё, что он (епископ) должен [обычно] произносить перед принятием чаши, немедленно потребляет частицу гостии [вместе] с вином и водой из чаши»; таким образом, старая традиция освящения чаши частицей Преждеосвящённой гостии была окончательно оставлена, причём вполне сознательно: к концу XIII в. её неоднократно подвергали критике различные латинские богословы, начиная с Петра Кантора (ум. в 1197 г.). Парадоксальным образом, вопреки отказу от понимания чаши в этом чине как освящаемой, в расширенной редакции «Понтификала» Римской курии XIII в. при поставлении чаши на алтарь в начале чина появились позаимствованные из полного чина мессы элементы: каждение с молитвами «Incensum istud…» и «Dirigatur…» и молитвы о принятии приношения «In spiritu humilitatis…» и «Orate fratres…». А поскольку служба чтений, предваряющая процессию с Преждеосвящённой гостией и приношение чаши, была окончательно осмыслена как литургия Слова Великой пятницы, чин в целом приобрёл большое сходство с полной мессой, что и обусловило установление термина «Missa Praesanctificatorum». После её окончания, согласно расширенной редакции «Понтификала» Римской курии XIII в., равно как и «Понтификал» Вильгельма Дуранда и последующим памятникам, священнослужителям следовало частным образом вычитать чин вечерни. Понтификалы Римской курии XIII в. и Вильгельма Дуранда стали образцами для последующих редакций Понтификалов и Миссалов, включая многочисленные печатные издания, так что описанный порядок «мессы Преждеосвящённых» Великой пятницы, с использованием чаши (но без восприятия её в качестве освящаемой) и причащением только предстоятеля, был канонизирован в католической традиции на многие века.

 



 
PR-CY.ru