КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - Страница 10

Созданная Гертом Грооте община братьев общинной жизни представляла собой объединение клириков (в том числе священников) и мирян (мужчин, обычно готовившихся к рукоположению, и женщин), не приносивших монашеских обетов, но проживавших вместе для того, чтобы вести целомудренную жизнь в трудах и молитвах. Аскетические практики братьев и сестёр общинной жизни были довольно умеренными: следовало регулярно молиться и размышлять о Страстях Христовых (поощрялось следование аффективной традиции медитаций, предполагавшей мысленное представление в мельчайших деталях Страстей); частью созерцательной жизни членов общины была работа переписчиков (для мужчин; братья общинной жизни занимались переписыванием или составлением наставительных текстов, а также изготовлением копий Евангелий и часословов, предназначенных для мирян) или прядение и ткачество (для женщин). Произведённые общиной продукты продавались, вырученные деньги тратились на нужды общины. Изготовление книжной продукции и обязательное для медитативной практики знакомство с текстами Священного Писания, творений отцов церкви и святых способствовали росту грамотности членов общин. При общинах братьев общинной жизни действовали школы для мирян; задачей этих школ было распространение знаний о Священном Писании и благочестивых практиках. Общины братьев и сестёр общинной жизни получили широкое распространение на севере Нидерландов и в Германии. Почти с момента возникновения эти объединения подвергались давлению со стороны официальных церковных властей, настаивавших на принесении их членами формальных монашеских обетов и вступлении их в какой-либо из существующих монашеских Орденов. Уже в 1383 г. часть братьев и сестёр общинной жизни приняли устав каноников и канонисс Ордена августинских регулярных каноников, образовав Виндесхеймскую конгрегацию (см. ст. Братья общинной жизни). Позднее многие братья и сёстры общинной жизни стали терциариями Ордена францисканцев. В позднее Средневековье разъяснение католического толкования таинства евхаристии и догмата о транссубстанциации, принятого четвёртым Латеранским собором, стало важной частью католического учения, которое должны были донести до мирян проповедники. Догмат о реальном, телесном присутствии Христа под видом хлеба и вина в евхаристии получил развитие в рассказах о чудесах с начавшей кровоточить гостией. В XIV–XV вв. популярностью стали пользоваться рассказы о мессе папы Римского Григория I Великого (Двоеслова): усомнившийся в истинности догмата своими глазами увидел, как меняется гостия после установительных слов, произнесённых Григорием I Великим (в разных версиях гостия превращалась то в кровоточащую плоть, то в распятого Иисуса Христа). Эта история многократно воспроизводилась в рукописях и в печатных книгах, изображалась на гравюрах и картинах. Довольно часто описывались явления Христа в гостии. Так, в 1520 г. в Линкольншире (Англия) прихожанин утверждал, что увидел в гостии, вознесённой над головой священника во время поднятия (elevatio) Святых Даров, образ Младенца.

 



 
PR-CY.ru