КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - Страница 7

Ключевой частью церковной реформы Гийом Брисонне видел повышение требований, применявшихся к приходскому духовенству: священники должны были подавать пример мирянам своим образом жизни, а также иметь достаточное образование для того, чтобы регулярно проповедовать. В диоцезе проводились частые визитации, созывались синоды, монастыри подвергались инспекциям. Большое значение для современников в Италии и отчасти за её пределами имели реформаторские усилия Джованни Маттео Джиберти (1495–1543 гг.), епископа Вероны (с 1524 г.). Решения епархиального синода, на котором были приняты предложенные им меры по реформированию диоцеза, получили название «Constitutiones Gibertinae» («Постановления Джиберти»); впоследствии они оказали влияние на соответствующие решения Тридентского собора. Епископ Джованни Маттео Джиберти требовал от духовенства строжайшей дисциплины, неукоснительного выполнения целибата. Выявленных в ходе регулярных визитаций недостойных священников лишали приходов, а тех из них, кого уличали в конкубинате и содержании сожительницы, заключали в тюрьму. Каждое воскресенье приходские священники епископства Вероны были обязаны проповедовать прихожанам, наставлять паству просто, используя понятные слова и выражения, избегая излишних риторических украшений. Сам Джованни Маттео Джиберти регулярно читал проповеди, а также приглашал в Верону известных проповедников, направляя их в сельские приходы, где проповедь звучала реже. Епископ проводил визитации монастырей, особенно женских; контролировал деятельность продавцов индульгенций. Уделял много внимания помощи бедным и больным. При его поддержке должникам оказывалась финансовая помощь через организованные религиозными братствами ломбарды (monti di pietà), выделявшие беспроцентные ссуды нуждающимся. Епископ организовал в Вероне братство, объединявшее богатых жителей города; члены братства помогали нуждающимся и больным деньгами, продуктами, одеждой, оказывали медицинскую помощь, обеспечивали скромным приданым девушек из бедных семей. Примеру Веронского епископа в первой половине XVI в. следовали епископы Трента (ныне Тренто), Брешиа, Бергамо и Виченцы, Неаполя, Альбы и Салерно в Италии, предстоятели Ниццы, Карпантра и Байё на территории Франции. Впоследствии во многих диоцезах – от Пармы и Модены в Италии до герцогства Клевского на северо-западе Германии, где синоды принимали решения о реформах в церкви – речь шла, прежде всего, о необходимости регулярных наставлений мирян, катехизации, в ходе которой прихожане должны были усвоить содержание и смысл Символа веры, Десяти заповедей, евангельского повествования, догмата о реальности присутствия Христа в евхаристии, выучить основные молитвы. Движение за реформирование монашеских Орденов получило выражение в стремлении вернуться к строгости изначальных уставов, к евангельским идеалам аскетизма и проповеди слова Христова. Волну монашеских реформ позднего Средневековья принято называть реформой обсервантов (от лат. «observare» – «соблюдать»). В конце XIV – XV вв. она охватила всю Европу, причём импульсы к реформированию исходили как из монашеских конгрегаций, так и извне – от папства и Соборов.

 



 
PR-CY.ru