КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - Страница 5

При папе Римском Николае V (1447–1455 гг.) укрепление позиций папства обрело визуальное отображение в начавшейся перестройке базилики святого Петра в Риме (впоследствии базилика станет символом контрреформационного католицизма). Папа Римский Пий II (1458–1464 гг.) создал комиссию по реформированию католической церкви. Возглавивший её венецианец Доменико де Доменики (1416–1478 гг.) выдвинул ряд предложений, направленных против непотизма и роскоши папского двора, потребовал от кардиналов строгого аскетизма, а от епископов отказа от политической деятельности при дворах светских правителей и возвращения в свои диоцезы для выполнения пастырских обязанностей. К началу XVI в. идея церковной реформы получила настолько широкое распространение среди клириков, что даже те папы Римские, чья деятельность, как традиционно считается, была направлена, главным образом, на борьбу за политическое доминирование Папского государства в Италии и укрепление позиций своих семейств, – Александр VI (Родриго Борджа; 1492–1503 гг.) и Юлий II (Джулиано делла Ровере; 1503–1513 гг.) – признавали необходимость преобразований. В 1497 г. папа Александр VI создал комиссию по реформированию церкви. В 1511 г. кардиналы – противники папы Римского Юлия II, собравшись в Пизе (см. Пизанские соборы), поддержали одно из главных требований Соборного движения – реформу «во главе и в членах» («in capite et in membris»), связанное с призывом к моральному обновлению как папства, так и коллегии кардиналов, из числа которых обычно избирали понтифика. Собор потребовал от кардиналов отказаться от роскоши и вести строгий, аскетический образ жизни. Епископы должны были еженедельно служить мессу, соблюдать посты, а в остальное время питаться по преимуществу простой пищей, которую запрещалось вкушать в присутствии женщин; иерархам следовало значительно сократить свои свиты. На Пятом Латеранском соборе (1512–1517 гг.), созванном Юлием II и завершившемся уже при его преемнике папе Римском Льве X (1513–1521 гг.), была обозначена программа церковных реформ, во многом предвосхитившая тридентскую: Собор предписал повысить качество образования кандидатов в священники, строго соблюдать требования к их моральному облику и возрасту; епископов обязали проводить ежегодные визитации диоцезов и подчинённых обителей (особое внимание уделялось дисциплине в женских монастырях); проповедникам следовало строго придерживаться Священного Писания и избегать вымыслов и непроверенных рассказов о чудесах. Тогда же была сделана попытка подчинить монашеские Ордены юрисдикции правящих епископов: епископ мог проводить визитации тех приходов, в которых право назначения священников принадлежало монашеским Орденам. Проповедники-монахи должны были получить у местного епископа разрешение проповедовать на территории его диоцеза после того, как тот убедится в ортодоксальности их взглядов; аналогичный экзамен должны были пройти члены религиозных Орденов, готовившиеся к ординации. Ограничивались возможности получения монахами бенефициев, право распоряжаться которыми полностью передавалось епископу.

 



 
PR-CY.ru