КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - Страница 6

Важные попытки реформирования церковной жизни в XV – первой половине XVI вв. предпринимались на уровне отдельных епархий и реализовывались усилиями епископов. Одним из реформаторов такого рода был католический святой Антонин Флорентийский (Антонино Пьероцци; 1389–1459 гг.). В феврале 1405 г. он стал новицием доминиканской обители Санта-Мария-Новелла во Флоренции; впоследствии получил известность как талантливый проповедник и сторонник реформирования Ордена в том, что касалось строгого соблюдения устава. В 1436 г. основал во Флоренции новый монастырь доминиканцев-обсервантов – Сан-Марко, где монахи соблюдали особо строгие правила; к общине Сан-Марко принадлежал сторонник радикальных реформ Джироламо Савонарола (1452–1498 гг.). В 1446 г. папа Римский Евгений IV возвёл Антонио Пьероцци на архиепископскую кафедру Флоренции. В отличие от многих итальянских прелатов того времени архиепископ постоянно находился в своём диоцезе, вёл активную пастырскую деятельность: обращался к пастве с регулярными проповедями, служил мессу и совершал таинства (прежде всего, таинство конфирмации), занимался организацией во Флоренции помощи бедным и больным, проводил ежегодные визитации приходов и монастырей. Антонин Флорентийский пользовался непререкаемым авторитетом и сразу после смерти стал почитаться как святой, хотя его канонизация состоялась лишь в 1523 г., при папе Римском Адриане VI (1522–1523 гг.). Сторонником обновления церковной жизни был кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос (1436–1517 г.), архиепископ Толедский и примас Испании (с 1495 г.). Как и Антонин Флорентийский, Франсиско Хименес де Сиснерос был доминиканцем-обсервантом. Став архиепископом, он регулярно проводил визитации приходов и монастырей, требовал от духовенства достойного образа жизни и активной пастырской работы. В 1499 г. основал в Алькала-де-Энарес университет, где приоритетными стали гуманитарные штудии (litterae humaniores) и библейская экзегеза; в 1502–1517 гг. было подготовлено шеститомное издание «Многоязычной Библии» («Biblia poliglota complutense»; опубликована в 1520 г.). Деятельность Толедского архиепископа стала образцом для других испанских прелатов-реформаторов, в том числе для католического святого Томаса из Вильянуэвы (Томас Гарсиа Мартинес; 1488–1555 гг.), архиепископа Валенсии (с 1544 г.), участника Тридентского собора. В Англии сторонником реформы католической церкви был Джон Фишер (около 1469 – 1535 гг.), епископ Рочестерский (с 1504 г.). Он много проповедовал, лично инспектировал приходских священников, требуя от них как строгого соблюдения норм морали, так и получения образования, необходимого для проповеднической деятельности; регулярно проводил визитации монастырей в своём диоцезе. Во Франции сторонники церковных преобразований объединились вокруг Гийома Брисонне (1470–1534 гг.), епископа Мо (с 1516 г.). Главными принципами его реформаторской программы были очищение церкви от суеверий и возвращение к истинным источникам христианской веры, прежде всего, к Библии; епископ выступал за использование французского языка в богослужении, способствовал распространению среди паствы французских переводов Евангелия.

 



 
PR-CY.ru